Псалом 62: текст молитвы на русском языке

Это пса­лом бла­го­дар­но­сти, кото­рый напол­нен пла­мен­ной молит­вой царя Дави­да и любо­вью к Богу, твер­дым дове­ри­ем Ему и уве­рен­но­стью в том, что дес­ни­ца Бога под­дер­жит и защи­тит его от любо­го врага.

Царь Давид раду­ет­ся. Он уве­рен, что его гони­те­ли погиб­нут, и он в титу­ле царя «воз­ра­ду­ет­ся в Боге».

Текст молитвы псалом 62

На церковнославянском языке

1 Пса­лом Дави­ду, вне­гда быти ему в пусты­ни Иудейстей

2 Боже, Боже мой, к Тебе утре­нюю, воз­жа­да Тебе душа моя, коль мно­жи­цею Тебе плоть моя, в зем­ли пусте и непро­ходне, и безводне.

3 Тако во свя­тем явих­ся Тебе, виде­ти силу Твою и сла­ву Твою.

4 Яко луч­ши милость Твоя паче живот, устне мои похва­ли­те Тя.

5 Тако бла­го­слов­лю Тя в живо­те моем, о име­ни Тво­ем воз­де­жу руце мои.

6 Яко от тука и масти да испол­нит­ся душа моя, и уст­на­ма радо­сти вос­хва­лят Тя уста моя.

7 Аще поми­нах Тя на посте­ли моей, на утрен­них поучах­ся в Тя.

8 Яко был еси Помощ­ник мой, и в кро­ве кри­лу Тво­ею возрадуюся.

9 При­льпе душа моя по Тебе, мене же при­ят дес­ни­ца Твоя.

10 Тии же всуе иска­ша душу мою, вни­дут в пре­ис­под­няя земли,

11 пре­да­дят­ся в руки ору­жия, части лисо­вом будут.

12 Царь же воз­ве­се­лит­ся о Бозе, похва­лит­ся всяк кле­ный­ся Им, яко загра­ди­ша­ся уста гла­го­лю­щих неправедная.

На русском языке

1 Пса­лом Дави­да, когда он был в пустыне Иудейской.

2 Боже, Боже мой, к Тебе с рас­све­та стрем­люсь: жаж­дет Тебя душа моя. Сколь­ко раз стре­ми­лась к Тебе плоть моя в зем­ле пустын­ной, и непро­хо­ди­мой, и безводной?

3 Так бы я во свя­ти­ли­ще явил­ся Тебе, что­бы видеть силу Твою и сла­ву Твою!

4 Ибо луч­ше жиз­ни милость Твоя; уста мои вос­хва­лят Тебя.

5 Так бла­го­слов­лю Тебя в жиз­ни моей, во имя Твоё воз­не­су руки мои.

6 Как бы туком и еле­ем да напол­нит­ся душа моя, и уста­ми радо­сти вос­хва­лят Тебя уста мои.

7 Вспо­ми­нал я Тебя на посте­ли моей, поут­ру раз­мыш­лял о Тебе,

8 ибо Ты стал помощ­ни­ком мне, и под кро­вом крыл Тво­их я возрадуюсь.

9 При­льну­ла душа моя к Тебе, меня под­дер­жа­ла дес­ни­ца Твоя.

10 А те, что напрас­но иска­ли душу мою, сой­дут в пре­ис­под­нюю земли,

11 пре­да­ны будут силе меча, ста­нут добы­чей лисицам.

12 Царь же воз­ве­се­лит­ся о Боге, вос­хва­лит­ся вся­кий, кля­ну­щий­ся Им, ибо загра­ди­лись уста гово­ря­щих неправду.

История написания

Псалом 62: текст молитвы на русском языке

Спа­са­ясь от Сау­ла, Давид отпра­вил­ся в пусты­ню, где жил. Таким обра­зом, нахо­дясь в этой пустыне, он сочи­нил насто­я­щий пса­лом, в кото­ром рас­кры­ва­ет свою необы­чай­ную любовь к Богу и про­ро­че­ству­ет о гибе­ли, кото­рую долж­ны были пре­тер­петь его гонители.

Этот пса­лом под­хо­дит и нам, хри­сти­а­нам. Пото­му что, когда мы тоже будем в пустыне слад­ких вещей мира и будем пыл­ко любить Бога, тогда наши види­мые и неви­ди­мые вра­ги, несо­мнен­но, будут уни­что­же­ны и абсо­лют­но не смо­гут при­чи­нить нам вред.

Этот пса­лом так­же отно­сит­ся к душе, кото­рая сна­ча­ла была в пустыне (вне) вся­ко­го добра, а затем по бла­го­да­ти Хри­сто­вой вер­ну­лась к добру.

Толкование псалма 62

Ст. 2. Боже, Боже мой! к Тебе утренюю.

Гос­по­ди, как толь­ко я про­сы­па­юсь, мои мыс­ли обра­ща­ют­ся к Тебе и, преж­де чем начать какое-либо дело, я раз­го­ва­ри­ваю с Тобой, про­шу Тебя и посвя­щаю Тебе нача­ло дня.

Воз­жа­да Тебе душа моя.

Жаж­да Дави­да — это не мир­ская жаж­да воды, это искрен­няя и силь­ная любовь к Богу. Давид не может най­ти слов, что­бы выра­зить силу сво­их чувств, поэто­му он ищет при­ме­ры в раз­ных вещах, что­бы мы тоже ста­ли парт­не­ра­ми этой люб­ви, мы Чувствовать.

Коль мно­жи­цею Тебе плоть моя.

Сно­ва и сно­ва желаю и люб­лю Тебя, Гос­по­ди! Не толь­ко моя душа напол­не­на боже­ствен­ной похо­тью, но и моя соб­ствен­ная плоть жаж­дет Бога, когда он под­чи­ня­ет ему свою волю.

В зем­ли пусте, непро­ходне и безводне.

Я так люб­лю Тебя, Гос­по­ди, что непро­хо­ди­мая и без­вод­ная пусты­ня нисколь­ко не изме­ни­ла мою любовь к Тебе.

Ст. 3. Тако во свя­тем (свя­ти­ли­ще) явих­ся Тебе.

Эти­ми сло­ва­ми Давид пока­зы­ва­ет, что там, в Иеру­са­ли­ме, когда он молил­ся в ски­нии, и здесь, в пустыне, он сохра­нял такое же рас­по­ло­же­ние и любовь к Богу!

Виде­ти силу Твою и сла­ву Твою.

Я молю в этой пустыне, о Гос­подь, уви­деть твою силу, кото­рая сокру­шит моих вра­гов, и уви­деть твою сла­ву, пото­му что все про­сла­вят тебя за твою помощь тем, кто наде­ет­ся на тебя.

Ст. 4. Яко луч­ши милость Твоя паче живот. Устне мои похва­лит Тя.

луч­ше полу­чить милость от Тебя, Гос­подь, в этой пустыне, чем про­ве­сти всю жизнь в рос­ко­ши и насла­жде­нии телес­ны­ми удо­воль­стви­я­ми. За это мои уста будут хва­лить тебя.

Ст. 5. Тако бла­го­слов­лю Тя в живо­те моем, о име­ни Тво­ем воз­де­жу руци, мои.

Как я сей­час искренне и всей душой про­слав­ляю тебя, нахо­дясь в этой пустыне, так я буду про­слав­лять тебя всю свою жизнь, и толь­ко во имя тво­е­го я под­ни­му руки в молит­ве. Здесь царь Давид твер­до наме­рен не толь­ко бла­го­сло­вить Бога сло­ва­ми, но и про­сла­вить его доб­ро­де­тель­ной жизнью.

Ст. 6. Яко от тука и масти да испол­нит­ся душа моя и уст­на­ма радо­сти вос­хва­лять Тя уста моя.

Здесь Давид изоб­ра­жа­ет бла­го­дар­ность и мило­сер­дие. Дви­жи­мый эти­ми чув­ства­ми, он будет вос­хва­лять Бога радост­ны­ми словами.

Ст. 7. Аще поми­нах Тя на посте­ли моей; на утрен­них поучах­ся в Тя.

Я сплю и закры­ваю гла­за, и моя память воз­вра­ща­ет­ся к Тебе, я откры­ваю гла­за, и глу­бо­кий сон не оста­нав­ли­ва­ет вос­по­ми­на­ние о Тебе.

Ст. 8. Яко был ecu помощ­ник мой; и в кро­ве кри­лу Тво­ею возрадуюся.

Тебя, Гос­по­ди, я пом­ню даже тогда, когда бодр­ствую, пото­му что мне не нуж­но вспо­ми­нать нико­го, кро­ме Тебя. И буду радо­вать­ся под тво­ей защитой.

Ст. 9. При­льпе душа моя по Тебе; мене же при­ят дес­ни­ца Твоя.

Моя душа и мое серд­це так при­вя­за­ны к Тебе, что не могут уйти из памя­ти о Тебе даже на корот­кое вре­мя. В таком боль­шом жела­нии и вере мне помог­ла твоя сила Божья.

(Эти­ми сло­ва­ми Давид про­ро­че­ству­ет о помо­щи, кото­рую ока­жет ему Гос­подь, а так­же о неми­ну­е­мой гибе­ли Саула).

Ст. 10. Tии же всуе иска­ша душу мою; вни­дут в пре­ис­под­няя земли.

И тот, кто искал моей смер­ти, попа­дет в ад.

Ст. 11. Пре­да­дят­ся в руки оружия.

Ска­зав ранее, что его вра­ги умрут, Давид по обще­нию теперь гово­рит о том, как они умрут, то есть о том, что они попа­дут в руки ору­жия (ору­же­нос­цы), то есть падут в бою.

Части лисо­вом будут.

Когда Сау­ла и дру­гих вра­гов уби­ва­ют на поле бит­вы, лисы и дру­гие живот­ные раз­де­ля­ют их на про­пи­та­ние, как если бы они не были похоронены.

Ст. 12. Царь же воз­ве­се­лит­ся о Бозе.

Царь Давид назы­ва­ет себя пома­зан­ни­ком по пове­ле­нию Бога. Итак, он гово­рит, что не будет радо­вать­ся смер­ти сво­их вра­гов (тогда он пла­кал и пла­кал, когда узнал о смер­ти Сау­ла и его сына Иона­фа­на), но будет радо­вать­ся в Боге, кото­рый защи­ща­ет тех, кто его любит.

Похва­лит­ся всяк кле­ный­ся им.

У под­власт­ных наро­дов было обык­но­ве­ние клясть­ся царем своим.

Яко загра­ди­ша­ся уста гла­го­лю­щих неправедная.

Губы вра­гов, кото­рые лга­ли, оста­нов­ле­ны смер­тью и боль­ше не смо­гут ниче­го ска­зать про­тив меня.

Для чего читают псалом 62?

Тол­ко­ва­ние 62-го псал­ма дает нам пред­став­ле­ние о духов­ном устрой­стве царя Дави­да, кото­рый не впер­вые в сво­ей жиз­ни ока­зал­ся в поло­же­нии изгна­ния, но ни разу не пере­стал верить в свое­вре­мен­ную и муд­рую помощь Бога.

По этой при­чине в тек­сте 62-го псал­ма он не молит­ся Твор­цу о спа­се­нии, но с верой и надеж­дой вру­ча­ет свою жизнь в Его руки. И мы будем читать этот пса­лом в мину­ты опас­но­сти, или когда наша душа хочет побла­го­да­рить Бога за все Его мило­сти по отно­ше­нию к нам.

Правила чтения

Пса­лом 62 — один из псал­мов из Шести псал­мов, кото­рые на пра­во­слав­ных бого­слу­же­ни­ях при­ня­то назы­вать шестью избран­ны­ми псал­ма­ми, кото­рые впо­след­ствии испол­ня­ют­ся на утре­ни. Этот момент цер­ков­ной служ­бы осо­бен­ный, он отли­ча­ет­ся стро­го­стью и груст­ным звучанием.

Обста­нов­ка в хра­ме соот­вет­ству­ет тако­му: Цар­ские вра­та закры­ты, свет гас­нет, све­чи гас­нут; чтец выхо­дит в сере­ди­ну церк­ви и, как от име­ни всех веру­ю­щих, кото­рые непо­движ­но сто­ят вокруг них, про­из­но­сит сло­ва псал­мов: молит­ву боли, пока­я­ния и надежды.

Шесть псал­мов сле­ду­ет читать на каж­дом утрен­нем бого­слу­же­нии (еже­днев­но, в суб­бо­ту и вос­кре­се­нье) в тече­ние года, за исклю­че­ни­ем пас­халь­но­го вос­кре­се­нья, что гово­рит о его боль­шом значении.

Пра­во­слав­ные тол­ко­ва­те­ли, под­чер­ки­вая осо­бое зна­че­ние Шести псал­мов в бого­слу­же­нии, видят в нем отра­же­ние важ­ней­ше­го собы­тия в жиз­ни чело­ве­че­ства — при­ше­ствия в мир Хри­ста Спасителя.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.