Незадолго до Пасхи на сайте Московского Патриархата начали публиковаться следующие богослужения в честь дома по приказу мирян. Что это за услуги? Какова история их появления? В каких ситуациях они имели место в прошлом и как служить мирянам сейчас?
- Что такое мирянский чин богослужения? И чем такая служба принципиально отличается от обычной службы в храме?
- Разве богослужение может проводиться без священника?
- Что это значит — получить благословение?
- Если большинство служб может совершать простой мирянин, почему тогда обычно их совершают все-таки священники?
- Какая разница между богослужением и Таинством?
- В каких ситуациях уместны мирянские богослужения?
- А как же раньше обходились без причастия? Ведь это сердцевина церковной жизни?
- Какова роль мирян в обычном богослужении?
- Как мирянам организовать домашнюю службу своими силами?
Что такое мирянский чин богослужения? И чем такая служба принципиально отличается от обычной службы в храме?
Богослужение по мирскому чину осуществляется мирянами без участия духовенства, то есть епископом, священником, диаконом. Мирянин — это любой человек, не имеющий святого сана, от обычных прихожан (и прихожан) до алтарников и певчих в хоре. Но, конечно, предполагается, что люди, совершающие богослужения, более или менее ориентируются в порядке богослужения, в богослужебных книгах и умеют читать на церковнославянском языке.
Основная богослужебная книга, по которой совершаются мирские службы, — это Часовая книга. Это набор ежедневных кружковых услуг, то есть тех, которые должны выполняться ежедневно, от полуночного офиса до повечерия. Некоторые из этих услуг (например, полуночный офис, часы, живопись) всегда более или менее одинаковы, у других есть тексты, которые меняются изо дня в день (например, вечерня и особенно утреня). Эти изменяющиеся тексты заимствованы из других литургических книг — Минеи, Октоиха, Триоди — по определенным правилам.
Если богослужение совершается без священника, исключаются все молитвы, которые устав предписывает произносить только духовенству. Например, начальное восклицание священника: «Благословен Бог наш во веки веков, ныне и всегда, во веки веков и во веки веков. Аминь »превращается в мольбу:« Молитвами святых, отец наш, Господь Иисус Христос, Бог наш, помилуй нас! » Литания (особые просьбы о жизни, здоровье и спасении членов Церкви, об упокоении умерших и т.д.) — многократная «Господи, помилуй». Отпустить (благословение, преподанное священником в конце службы всем прихожанам) — как подобная молитва по форме Господу. В остальном богослужение осталось прежним, — говорит настоятель храма новомучеников и исповедников Российских в Строгино протоиерей Георгий Крылов. В рамках этой службы даже Евангелие с благословения священника может быть прочитано мирянином (хотя в церкви его читает только диакон или священник).
Разве богослужение может проводиться без священника?
Некоторые службы выполняют только священники, но большинство служб могут выполнять миряне. Нам это кажется необычным, но, например, среди верующих греков домашнее поклонение является довольно распространенной практикой. Однако на Афоне сотовая связь для мирян довольно распространена. Одни монахи приходят в церковь только по воскресеньям и в праздничные дни, а другие служат в своих кельях. Так поступал и знаменитый русский святой монах Серафим Саровский в начале XIX века; сто лет спустя — преподобный Силуан Афонский и многие другие.
Если вы нарисуете доску и расположите на ней разные формы молитвы так, чтобы была личная молитва, с одной стороны, и храмовое богослужение, с другой, домашняя служба будет проходить где-то посередине.
Христианин может молиться один или, возможно, вместе со своей семьей: это уже шаг к совместной молитве. Следующий шаг — организовать семью и совершить служение для всех вместе: одни поют, другие по очереди читают, у каждого свое место и свое дело. И, наконец, поездка в храм, где собираются верующие, чтобы вместе прославить Бога.
В жизни православного христианина все эти формы молитвы должны гармонично сочетаться. Конечно, неправильно, когда человек ограничивается исключительно домашней молитвой и не ходит в церковь, оправдываясь тем, что «Бог везде один». Но трудно согласиться с другой крайностью, когда христианин ходит в церковь большую часть дней, но это обременительно домашней молитвой и считает ее «хуже» храмовой службы.
В духовной жизни всегда соприкасаются два измерения: личное посвящение Богу и соборная молитва, сама церковь. Само слово «Церковь» — по-гречески «экклесия» (ἐκκλησία) — означает «собрание». Эти два измерения разные, но они всегда присутствуют рядом. Когда христианин молится к богослужению, он неизбежно совершает личную молитву, он может молиться о чем-то «своем». И, совершая личную молитву или подвиг дома, он всегда молится как член Церкви, веря, что его молитва сливается с общей церковью.
Цель молитвы — собрать всех вместе во Христе. Неслучайно Сам Иисус Христос молился Отцу такими словами: Да будут все одно, как Ты, Отец, во Мне, и Я в Тебе, так что они тоже одно в Нас — пусть мир поверит, что Ты имеешь послал Меня (Иоанна 17:21). Следовательно, в молитвенной жизни ничего не делается без благословения иерархии. Так устроил сам Основатель Церкви, Господь. Он избрал двенадцать ближайших учеников, апостолов, на которых сразу после вознесения на небо, в день Пятидесятницы сошел Святой Дух и получил дар проповеди, создания христианских общин и исполнения таинств. Собирайте людей в Церковь. Со временем общины становились все более и более многочисленными, а власть апостолов не была неограниченной, и они начали устанавливать себе преемников: надзирателей или, по-гречески, епископов. Апостолы передали епископам те духовные дары, которые они сами получили от Святого Духа. Они делали это, молясь и возлагая руки на головы избранных — с тех пор таинство рукоположения называется рукоположением. Преемники апостолов рукоположили новых епископов, те — следующих, и так цепь апостольского преемства дошла до наших дней. Все епископы Православной Церкви сегодня являются законными наследниками апостолов, обладая одинаковыми дарами Святого Духа, помогающими организовать жизнь Церкви. Неслучайно святой мученик Игнатий, носитель Бога, ученик апостола Иоанна Богослова, писал: «Ничего не делайте без епископа». И еще: «Где епископ, там и Церковь».
Когда христиан было много, а церкви были полны верующих, епископы стали передавать часть своих полномочий — в первую очередь право совершать таинства — священникам. И по сей день священник является полномочным представителем епископа, в юрисдикции которого он находится, и действует от его имени.
Мирянин, который хочет выполнять домашние службы, включен в ту же цепочку преемственности, и это происходит по благословению священника или епископа. Тогда служба, которую он совершит, будет поистине церковной (пусть и вне церкви).
Вот, собственно, и суть: любая форма поклонения должна знакомить нас с жизнью Церкви. А домашнее поклонение будет служением Богу только при условии, что мы будем выполнять его из желания молиться вместе со всей Церковью. Если человек обязуется совершать службу в доме, напротив, из-за нежелания участвовать в общей молитве (или потому, что, например, ему что-то или кто-то не нравится в конкретной церкви), такая служба будет только осуждена ему. По крайней мере, он также получил на нее официальное благословение.
Что это значит — получить благословение?
Получение благословения означает, что священник или епископ разрешает вам совершать определенные службы дома. И обязательно спросите его, как это сделать. Реальность культа всегда сложнее текста обряда. Когда, как часто, с кем, где — все эти вопросы неизбежно возникнут перед человеком, решившим оказывать услуги на дому. Но главным остается вопрос об адекватности домашнего культа, его религиозности.
С одной стороны, публикация на сайте Патриархата обрядов индивидуального богослужения для домашнего служения сама по себе является доказательством того, что Патриарх благословил мирян для совершения этих богослужений. С другой стороны, порядок поклонения регулируется строгими церковными правилами или канонами. Некоторые из них учредили Соборы (Вселенские или Поместные), некоторые — отдельные святые, начиная с апостолов. И Церковь приняла эти каноны как выражение своего духа и до сих пор ими руководствуется.
Правила собора Гангр. Греческая рукопись, ноябрь 1600 г. Британская библиотека.
Один из таких канонов — 6‑й канон Гангрского Собора (созванный в середине 4‑го века) — грозит отлучением от церкви тех, кто собирается вне церкви и желает совершить богослужения «без пресвитера с ними по воле епископа. ” Суть этого правила как раз в этих последних словах — «по воле епископа», разъясненных на рубеже XIX и XX веков сербским епископом духовником Никодимом (Милашем), знатоком церковного права: нельзя исполнять службы «отдельно и независимо от высшей законной церковной власти». Первоначально это правило было направлено против евстатической секты, члены которой, «считая себя избранными и святыми», организовывали службы по своим правилам. Хотя формально ими руководили священники, епископы часто запрещали им служить. Таким образом, проблема заключалась именно в непослушании, в игнорировании единства Церкви, что явно выражается в иерархической власти Церкви.
Есть еще два подобных правила, принятых с разницей в триста лет, сначала Поместным Собором Лаодикии (4 век), а затем 6‑м Вселенским Собором (680–681). Они запрещают «петь из книг» и «провозглашать божественные слова» непосвященным людям, не принадлежащим к церковному духовенству и не получившим благословения пастора на эти действия. Комментируя эту норму, владыка Никодим обращает внимание: соборные правила не запрещают людям участвовать в богослужении, а лишь «запрещают людям делать это в одиночку», то есть произвольно и бесконтрольно, не по согласованию со всей Церковью.
Если большинство служб может совершать простой мирянин, почему тогда обычно их совершают все-таки священники?
Божественная литургия находится в центре всего богослужения и может быть совершена только епископом или священником. В центре литургии, по сути, находится таинство причастия Тела и Крови Господа Иисуса Христа, Евхаристия. И Господь совершает таинства только через законно назначенных епископов и священников.
С другими сервисами, казалось бы, не все так строго. Но с другой стороны, все они так или иначе связаны с Божественной литургией. Они готовят нас, они постепенно приводят к литургии. Кроме того, каждая служба имеет свое собственное содержание, связанное с литургией. Например, вечерня символизирует эпоху Ветхого Завета, когда люди просто ждали пришествия Спасителя. Основная причина утрени — встреча с Богом, который в определенный момент истории стал человеком и явился миру. И венцом всего этого является Божественная литургия, которая открывает двери в Царство Небесное, объединяет нас с Богом через таинство Евхаристии.
это очень естественно, когда весь этот путь, от начала до конца, с земли на небо, мы проходим, следуя за пастырем, епископом или священником, проводящим каждое из богослужений, что символизирует самого Христа.
Какая разница между богослужением и Таинством?
Это непростой вопрос. Ведь внешне и таинство, и богослужение — это некая последовательность символических слов и действий, с помощью которых люди делают шаг навстречу Богу. Или нет — это зависит от веры, настроения и желаний каждого человека.
Но по сути это вещи совершенно другого порядка.
Поклонение дневного круга — это, прежде всего, средство освящения времени, оно связано с определенным временем дня и возникает из желания верующего посвятить каждый отрезок дня и ночи Богу, сигнализировать ему молитвой. Носитель здесь направлен нами к Господу. Мы приносим Ему наши молитвы, каемся, просим Его помощи и милосердия.
На первый план в поклонении стоят наши субъективные религиозные переживания, наши поиски встречи с Богом, желание измениться, отделить себя от греховного прошлого, очистить наши сердца, чтобы Бог мог войти и жить там.
А в таинстве главное — истинное действие самого Бога. Внешне причастие может показаться богослужением, но суть его в том, что участники причастия вступают в прямое и непосредственное общение с самим Богом под действием Святого Духа, и Господь существенно изменяет, обновляет их души, а иногда и их души трупы (например, лечит болезнь). В причастии Сам Господь нисходит к нам, действуя в нас и соединяя нас своей благодатью с Царством Небесным. Недаром перед самым началом Божественной литургии, всецело сосредоточенной на восхождении к таинству Евхаристии, диакон говорит: «Пора творить Господа», то есть: «Пора сотворить Господа». Господи действовать».
Это действие Бога ни с чем не связано, поэтому по уставу церкви литургию можно совершать вечером (на службе, которая называется вечерней службой), а после утрени и вообще в любое время дня или ночи.
В каких ситуациях уместны мирянские богослужения?
Словом, в каждом, когда нет объективной возможности прийти в церковь, но есть желание молиться Богу теми словами, которые вся Церковь молилась ему много веков, то есть вместе со всей Церковью.
В истории Церкви было много таких примеров.
В четвертом веке монашество процветало, а вместе с ним и возникла череда богослужений в соответствии с монашеским (а точнее, мирским) порядком. Сначала монахи жили в уединении в безлюдных местах, часто в пределах нескольких дней пути до ближайшего храма. Очень часто они не становились священниками (принятие священства было, по представлениям того времени, своеобразным отказом от монашества, отмечает протоиерей Георгий Крылов), но непрестанно молились Богу — ведь именно поэтому шумные города остались! Иногда монахи приглашали священника к себе для совершения литургии, а в остальное время служили по чину мирян. Это до сих пор происходит в некоторых монастырях России, Греции, Румынии.
именно из этих монашеских литургических правил образовалась уже упомянутая нами Часовая книга.
Светские службы стали обычным явлением в 1920‑х и 1930‑х годах, когда большевики начали преследование Русской православной церкви. Епископы и священники были арестованы, церкви закрыты, а некоторые епископы — например, митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) — благословляли самых надежных и благочестивых мирян для совершения богослужений из дома. На литургию, как и во времена античного монашества, приглашались епископы и священники, читалась та же утреня и вечерня. Владыка Афанасий (Сахаров) видел в этом «заботу русского народа .. о церкви всех сторон мирской жизни, домашнего окружения, семейной жизни».
«Светский градус» богослужения требовался и в русской диаспоре. Многие эмигранты, бежавшие из Советской России в Чехословакию, Францию, США и другие страны, не имели возможности регулярно посещать православный храм — он может находиться в другом городе. А некоторые взялись выполнять службы дневного кружка по книгам. На такие попытки сознательно благословил, например, настоятель Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле архиепископ Русской Зарубежной Церкви Аверкий (Таушев). «Сами тексты наших сервисов предусматривают такую возможность», — написал он. «Молитва как ничто другое объединяет верующих». Владыка считал это абсолютно необходимым «во всех тех приходах, где нет постоянного священника .. с установленным порядком богослужений».
А как же раньше обходились без причастия? Ведь это сердцевина церковной жизни?
Они никогда не обходились без причастия. Во-первых, вспоминает протоиерей Георгий Крылов, монашеские общины изредка приглашали вместо себя священников: они отслужили литургию, и все монахи причащались. Во-вторых, была практика ежедневного причастия, описанная монахом Иоанном, настоятелем Синая, в его книге «Ла Скала». Священник сначала отслужил литургию в монастыре, а затем Святыми Дарами обошел отшельников, живших вокруг монастыря, и причащал их. Так было, например, в скальных монастырях Каппадокии, византийской провинции Малая Азия, которая является частью сегодняшней Турции. — О ред .. А поскольку у священника не всегда была возможность навещать отшельников, он мог оставлять Святые Дары прямо в их кельях, на специальных полках, где бывало, что они хранились много дней, иногда даже месяцев и лет, продолжает отец Джорджио. Дары были сохранены еще и потому, что в те дни не считалось обязательным питать частицы Тела Христова Кровью; иногда монахи окунали их в обычное вино и таким образом пили. Считалось: где Тело, там Кровь.
К этим резервным (или Преждеосвященным) Дарам монахи относились с большим почтением, стараясь даже не прикасаться к ним руками.
Мирянам, которые не могли участвовать в воскресной литургии, Святые Дары сначала приносили прямо домой. Конечно, не все подряд, а только те, кто не дежурил по каким-то особенным причинам, например, болели.
Подобное происходило, между прочим, иногда в первые десятилетия советской власти, когда христианин не мог в течение многих лет иметь возможность причащаться во время литургии. Бывало, что духовникам в тюрьмах и лагерях дарили частички Святых Даров, спрятанные в книге, хлебе и т.д. Конечно, это были исключительные случаи. Священник или епископ, решивший перенести в темницу частицу самого Господа, должен был хорошо знать человека и быть уверенным, что Дары не попали в чужие руки, не ругали.
И сейчас, когда у большинства из нас нет возможности приходить в храм на службу, мы не полностью лишены возможности причащаться. Вы можете пригласить священника домой с запасными подарками, если у вас есть его контакты, или позвонить в ближайшую церковь и попросить священника приехать оттуда. Только не забывайте, что к причастию нужно готовиться очень серьезно: читать предписанное молитвенное правило и с полуночи ничего не есть и не пить и, главное, заранее поговорить со священником по телефону и понять, как и когда принимать причастие, как подготовиться.
Если вы заболели коронавирусом и желаете причаститься, вам необходимо обратиться в Госпитальную комиссию епархии города Москвы по телефону +7 (903) 660−30−40.
Какова роль мирян в обычном богослужении?
совершенно очевидно, что миряне могут совершать множество вещей для поклонения. Помогите священнику у алтаря. Пойте в хоре. Звенит звонок. В конце литургии разрезать просфоры и разнести их к таинствам. В конце концов, это только для поддержания порядка и чистоты в храме. Можно многое сделать для того, чтобы службы в храме проводились, как говорит апостол Павел, с приличием и приличием (1 Кор. 14:40), и священник мог полностью сосредоточиться на молитве, ни на что не отвлекаясь.
Но важнее другое. Миряне — это основа того же церковного народа, от имени которого предстоятели (епископ или священник) возносят все молитвы. С точки зрения богословия таинств, если другого выхода нет, то литургию можно совершать даже тогда, когда в храме находится только один человек, кроме священника: ведь сердце литургии — это Таинство Евхаристии, которое каждый раз возвращает нас к Тайной Вечере, совершенное однажды Христом и с тех пор совершаемое в вечности.
Евхаристия вне времени и пространства, она объединяет всех христиан мира, где бы они ни находились, поэтому, служа в полном уединении, священник молится вместе со всей Церковью.
С другой стороны… Слово «литургия» переводится с греческого как «общее дело». В древней Церкви христиане сами приносили в Церковь хлеб и вино для Евхаристии, каждый вносил свой вклад в богослужение. И теперь, жертвуя небольшие суммы на памятные записки для близких и свечи, мы, по сути, делаем то же самое. Обычно литургия — это служба, в которой участвуют все: те, кто молятся со священником, по крайней мере, простыми словами; и те, кто жертвует свою долю на оказание услуг; и те, кто работают в храме. Так что роль мирян в поклонении огромна.
Как мирянам организовать домашнюю службу своими силами?
- В первую очередь необходимо найти тексты самих услуг и ознакомиться с ними. Большинство из них, как мы уже сказали, содержится в Книге часов. Но если у вас нет этой книги, тексты можно легко найти в Интернете, например на сайте «Азбука Православия», где они напечатаны как церковнославянскими, так и русскими буквами.
- Далее необходимо понять, что за услуга и когда ее следует выполнять. День в церкви традиционно начинается вечером предыдущего дня, поэтому традиционный порядок богослужений следующий:
Необязательно точно соблюдать эти сроки (тем более, что церковные службы могут начинаться не в одно и то же время), но на них стоит сосредоточиться.
Первый:
Он советует создать в доме место для молитвы. «Любая молитва — это вознесение разума и сердца к Богу, — говорит он, — но мы по-прежнему воспринимаем храмовое поклонение и домашнее поклонение по-разному. Поэтому нужно постараться воспроизвести храм в домашних условиях ». Стоит специально для молитвы оградить уголок, где будут стоять иконы, гореть лампада или свеча. Так проще настроиться на нужное настроение и сосредоточьтесь на словах молитвы.
Отец Максим вспоминает, что домашние церкви или молельные комнаты были обычным явлением в 90‑е годы. «А в некоторых деревнях была традиция вешать иконы покрывалом. Этот жест мне всегда казался попыткой отгородиться от Бога, только сейчас я понял: я открыл шатер, и твоя хижина превратилась в храм».
В соответствии с:
Мы должны позаботиться о правильной одежде. Очевидно, речь не идет о рясе или капюшоне (мирянам запрещено носить такую одежду без особого благословения священника или епископа). Но перед тем, как предстать перед Богом, нужно еще соблюсти минимум внешних условий: иметь опрятную внешность, одеваться в чистую и скромную одежду, как принято носить в церкви.
В третьих:
Выделите определенное время для службы, — продолжает протоиерей Максим Первозванский. Какую бы часть службы вы ни решили воспроизвести, от этого случая нельзя отказываться на полпути: «Представьте, что вы читаете в церкви: вы не можете просто уйти, позвонить кому-нибудь или прервать, когда захотите?»
Четвертый:
Не стремитесь к большому сразу, начните с небольших услуг, например, с полуночного офиса, небольшого ужина или часов.
Пятый:
«Очень рекомендую вам сразу начать читать отчеты на церковнославянском языке», — говорит отец Максим. — Вы можете научиться читать церковнославянский язык за пару недель, этот язык нам интуитивно понятен. Главное, обращать внимание на ударение: часто неправильное ударение мешает восприятию текста ».« Ключом к чтению на церковнославянском языке является сам факт чтения », — считает священник. — Уже 30 подряд лет вы могли слушать, как они читают в церкви, и они вроде бы понимают, о чем говорят, но вы не видите самого главного. А при личном чтении вслух текст станет объемным, у вас будет дополнительная очень важная точка зрения и знакомый текст откроется по-новому».
Добавим к тому, с чего начинается этот текст. Было бы хорошо проконсультироваться со всеми этими деталями относительно совершения домашнего богослужения со священником. Никакие рекомендации и общие правила не заменят здесь простой совет священника и последующее обсуждение с ним о том, как его следует выполнять или прекратить на время, и как это богослужение входит в вашу жизнь, и как ваша жизнь входит в литургическую жизнь вся Церковь.