Что такое богослужения мирянским чином и как их совершать

Неза­дол­го до Пас­хи на сай­те Мос­ков­ско­го Пат­ри­ар­ха­та нача­ли пуб­ли­ко­вать­ся сле­ду­ю­щие бого­слу­же­ния в честь дома по при­ка­зу мирян. Что это за услу­ги? Како­ва исто­рия их появ­ле­ния? В каких ситу­а­ци­ях они име­ли место в про­шлом и как слу­жить миря­нам сейчас?

Что такое мирянский чин богослужения? И чем такая служба принципиально отличается от обычной службы в храме?

Бого­слу­же­ние по мир­ско­му чину осу­ществ­ля­ет­ся миря­на­ми без уча­стия духо­вен­ства, то есть епи­ско­пом, свя­щен­ни­ком, диа­ко­ном. Миря­нин — это любой чело­век, не име­ю­щий свя­то­го сана, от обыч­ных при­хо­жан (и при­хо­жан) до алтар­ни­ков и пев­чих в хоре. Но, конеч­но, пред­по­ла­га­ет­ся, что люди, совер­ша­ю­щие бого­слу­же­ния, более или менее ори­ен­ти­ру­ют­ся в поряд­ке бого­слу­же­ния, в бого­слу­жеб­ных кни­гах и уме­ют читать на цер­ков­но­сла­вян­ском языке.

Что такое мирские богослужения и как их совершать

Основ­ная бого­слу­жеб­ная кни­га, по кото­рой совер­ша­ют­ся мир­ские служ­бы, — это Часо­вая кни­га. Это набор еже­днев­ных круж­ко­вых услуг, то есть тех, кото­рые долж­ны выпол­нять­ся еже­днев­но, от полу­ноч­но­го офи­са до пове­че­рия. Неко­то­рые из этих услуг (напри­мер, полу­ноч­ный офис, часы, живо­пись) все­гда более или менее оди­на­ко­вы, у дру­гих есть тек­сты, кото­рые меня­ют­ся изо дня в день (напри­мер, вечер­ня и осо­бен­но утре­ня). Эти изме­ня­ю­щи­е­ся тек­сты заим­ство­ва­ны из дру­гих литур­ги­че­ских книг — Минеи, Окто­и­ха, Три­о­ди — по опре­де­лен­ным правилам.

Если бого­слу­же­ние совер­ша­ет­ся без свя­щен­ни­ка, исклю­ча­ют­ся все молит­вы, кото­рые устав пред­пи­сы­ва­ет про­из­но­сить толь­ко духо­вен­ству. Напри­мер, началь­ное вос­кли­ца­ние свя­щен­ни­ка: «Бла­го­сло­вен Бог наш во веки веков, ныне и все­гда, во веки веков и во веки веков. Аминь »пре­вра­ща­ет­ся в моль­бу:« Молит­ва­ми свя­тых, отец наш, Гос­подь Иисус Хри­стос, Бог наш, поми­луй нас! » Лита­ния (осо­бые прось­бы о жиз­ни, здо­ро­вье и спа­се­нии чле­нов Церк­ви, об упо­ко­е­нии умер­ших и т.д.) — мно­го­крат­ная «Гос­по­ди, поми­луй». Отпу­стить (бла­го­сло­ве­ние, пре­по­дан­ное свя­щен­ни­ком в кон­це служ­бы всем при­хо­жа­нам) — как подоб­ная молит­ва по фор­ме Гос­по­ду. В осталь­ном бого­слу­же­ние оста­лось преж­ним, — гово­рит насто­я­тель хра­ма ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Рос­сий­ских в Стро­ги­но про­то­и­е­рей Геор­гий Кры­лов. В рам­ках этой служ­бы даже Еван­ге­лие с бла­го­сло­ве­ния свя­щен­ни­ка может быть про­чи­та­но миря­ни­ном (хотя в церк­ви его чита­ет толь­ко диа­кон или священник).

Разве богослужение может проводиться без священника?

Неко­то­рые служ­бы выпол­ня­ют толь­ко свя­щен­ни­ки, но боль­шин­ство служб могут выпол­нять миряне. Нам это кажет­ся необыч­ным, но, напри­мер, сре­ди веру­ю­щих гре­ков домаш­нее покло­не­ние явля­ет­ся доволь­но рас­про­стра­нен­ной прак­ти­кой. Одна­ко на Афоне сото­вая связь для мирян доволь­но рас­про­стра­не­на. Одни мона­хи при­хо­дят в цер­ковь толь­ко по вос­кре­се­ньям и в празд­нич­ные дни, а дру­гие слу­жат в сво­их кельях. Так посту­пал и зна­ме­ни­тый рус­ский свя­той монах Сера­фим Саров­ский в нача­ле XIX века; сто лет спу­стя — пре­по­доб­ный Силу­ан Афон­ский и мно­гие другие.

Если вы нари­су­е­те дос­ку и рас­по­ло­жи­те на ней раз­ные фор­мы молит­вы так, что­бы была лич­ная молит­ва, с одной сто­ро­ны, и хра­мо­вое бого­слу­же­ние, с дру­гой, домаш­няя служ­ба будет про­хо­дить где-то посередине.

Хри­сти­а­нин может молить­ся один или, воз­мож­но, вме­сте со сво­ей семьей: это уже шаг к сов­мест­ной молит­ве. Сле­ду­ю­щий шаг — орга­ни­зо­вать семью и совер­шить слу­же­ние для всех вме­сте: одни поют, дру­гие по оче­ре­ди чита­ют, у каж­до­го свое место и свое дело. И, нако­нец, поезд­ка в храм, где соби­ра­ют­ся веру­ю­щие, что­бы вме­сте про­сла­вить Бога.

В жиз­ни пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на все эти фор­мы молит­вы долж­ны гар­мо­нич­но соче­тать­ся. Конеч­но, непра­виль­но, когда чело­век огра­ни­чи­ва­ет­ся исклю­чи­тель­но домаш­ней молит­вой и не ходит в цер­ковь, оправ­ды­ва­ясь тем, что «Бог вез­де один». Но труд­но согла­сить­ся с дру­гой край­но­стью, когда хри­сти­а­нин ходит в цер­ковь боль­шую часть дней, но это обре­ме­ни­тель­но домаш­ней молит­вой и счи­та­ет ее «хуже» хра­мо­вой службы.

В духов­ной жиз­ни все­гда сопри­ка­са­ют­ся два изме­ре­ния: лич­ное посвя­ще­ние Богу и собор­ная молит­ва, сама цер­ковь. Само сло­во «Цер­ковь» — по-гре­че­ски «эккле­сия» (ἐκκλησία) — озна­ча­ет «собра­ние». Эти два изме­ре­ния раз­ные, но они все­гда при­сут­ству­ют рядом. Когда хри­сти­а­нин молит­ся к бого­слу­же­нию, он неиз­беж­но совер­ша­ет лич­ную молит­ву, он может молить­ся о чем-то «сво­ем». И, совер­шая лич­ную молит­ву или подвиг дома, он все­гда молит­ся как член Церк­ви, веря, что его молит­ва сли­ва­ет­ся с общей церковью.

Что такое мирские богослужения и как их совершать

Цель молит­вы — собрать всех вме­сте во Хри­сте. Неслу­чай­но Сам Иисус Хри­стос молил­ся Отцу таки­ми сло­ва­ми: Да будут все одно, как Ты, Отец, во Мне, и Я в Тебе, так что они тоже одно в Нас — пусть мир пове­рит, что Ты име­ешь послал Меня (Иоан­на 17:21). Сле­до­ва­тель­но, в молит­вен­ной жиз­ни ниче­го не дела­ет­ся без бла­го­сло­ве­ния иерар­хии. Так устро­ил сам Осно­ва­тель Церк­ви, Гос­подь. Он избрал две­на­дцать бли­жай­ших уче­ни­ков, апо­сто­лов, на кото­рых сра­зу после воз­не­се­ния на небо, в день Пяти­де­сят­ни­цы сошел Свя­той Дух и полу­чил дар про­по­ве­ди, созда­ния хри­сти­ан­ских общин и испол­не­ния таинств. Соби­рай­те людей в Цер­ковь. Со вре­ме­нем общи­ны ста­но­ви­лись все более и более мно­го­чис­лен­ны­ми, а власть апо­сто­лов не была неогра­ни­чен­ной, и они нача­ли уста­нав­ли­вать себе пре­ем­ни­ков: над­зи­ра­те­лей или, по-гре­че­ски, епи­ско­пов. Апо­сто­лы пере­да­ли епи­ско­пам те духов­ные дары, кото­рые они сами полу­чи­ли от Свя­то­го Духа. Они дела­ли это, молясь и воз­ла­гая руки на голо­вы избран­ных — с тех пор таин­ство руко­по­ло­же­ния назы­ва­ет­ся руко­по­ло­же­ни­ем. Пре­ем­ни­ки апо­сто­лов руко­по­ло­жи­ли новых епи­ско­пов, те — сле­ду­ю­щих, и так цепь апо­столь­ско­го пре­ем­ства дошла до наших дней. Все епи­ско­пы Пра­во­слав­ной Церк­ви сего­дня явля­ют­ся закон­ны­ми наслед­ни­ка­ми апо­сто­лов, обла­дая оди­на­ко­вы­ми дара­ми Свя­то­го Духа, помо­га­ю­щи­ми орга­ни­зо­вать жизнь Церк­ви. Неслу­чай­но свя­той муче­ник Игна­тий, носи­тель Бога, уче­ник апо­сто­ла Иоан­на Бого­сло­ва, писал: «Ниче­го не делай­те без епи­ско­па». И еще: «Где епи­скоп, там и Церковь».

Когда хри­сти­ан было мно­го, а церк­ви были пол­ны веру­ю­щих, епи­ско­пы ста­ли пере­да­вать часть сво­их пол­но­мо­чий — в первую оче­редь пра­во совер­шать таин­ства — свя­щен­ни­кам. И по сей день свя­щен­ник явля­ет­ся пол­но­моч­ным пред­ста­ви­те­лем епи­ско­па, в юрис­дик­ции кото­ро­го он нахо­дит­ся, и дей­ству­ет от его имени.

Миря­нин, кото­рый хочет выпол­нять домаш­ние служ­бы, вклю­чен в ту же цепоч­ку пре­ем­ствен­но­сти, и это про­ис­хо­дит по бла­го­сло­ве­нию свя­щен­ни­ка или епи­ско­па. Тогда служ­ба, кото­рую он совер­шит, будет поис­ти­не цер­ков­ной (пусть и вне церкви).

Вот, соб­ствен­но, и суть: любая фор­ма покло­не­ния долж­на зна­ко­мить нас с жиз­нью Церк­ви. А домаш­нее покло­не­ние будет слу­же­ни­ем Богу толь­ко при усло­вии, что мы будем выпол­нять его из жела­ния молить­ся вме­сте со всей Цер­ко­вью. Если чело­век обя­зу­ет­ся совер­шать служ­бу в доме, напро­тив, из-за неже­ла­ния участ­во­вать в общей молит­ве (или пото­му, что, напри­мер, ему что-то или кто-то не нра­вит­ся в кон­крет­ной церк­ви), такая служ­ба будет толь­ко осуж­де­на ему. По край­ней мере, он так­же полу­чил на нее офи­ци­аль­ное благословение.

Что это значит — получить благословение?

Полу­че­ние бла­го­сло­ве­ния озна­ча­ет, что свя­щен­ник или епи­скоп раз­ре­ша­ет вам совер­шать опре­де­лен­ные служ­бы дома. И обя­за­тель­но спро­си­те его, как это сде­лать. Реаль­ность куль­та все­гда слож­нее тек­ста обря­да. Когда, как часто, с кем, где — все эти вопро­сы неиз­беж­но воз­ник­нут перед чело­ве­ком, решив­шим ока­зы­вать услу­ги на дому. Но глав­ным оста­ет­ся вопрос об адек­ват­но­сти домаш­не­го куль­та, его религиозности.

С одной сто­ро­ны, пуб­ли­ка­ция на сай­те Пат­ри­ар­ха­та обря­дов инди­ви­ду­аль­но­го бого­слу­же­ния для домаш­не­го слу­же­ния сама по себе явля­ет­ся дока­за­тель­ством того, что Пат­ри­арх бла­го­сло­вил мирян для совер­ше­ния этих бого­слу­же­ний. С дру­гой сто­ро­ны, поря­док покло­не­ния регу­ли­ру­ет­ся стро­ги­ми цер­ков­ны­ми пра­ви­ла­ми или кано­на­ми. Неко­то­рые из них учре­ди­ли Собо­ры (Все­лен­ские или Помест­ные), неко­то­рые — отдель­ные свя­тые, начи­ная с апо­сто­лов. И Цер­ковь при­ня­ла эти кано­ны как выра­же­ние сво­е­го духа и до сих пор ими руководствуется.

Что такое мирские богослужения и как их совершать

Пра­ви­ла собо­ра Гангр. Гре­че­ская руко­пись, ноябрь 1600 г. Бри­тан­ская библиотека.

Один из таких кано­нов — 6‑й канон Ган­гр­ско­го Собо­ра (созван­ный в сере­дине 4‑го века) — гро­зит отлу­че­ни­ем от церк­ви тех, кто соби­ра­ет­ся вне церк­ви и жела­ет совер­шить бого­слу­же­ния «без пре­сви­те­ра с ними по воле епи­ско­па. ” Суть это­го пра­ви­ла как раз в этих послед­них сло­вах — «по воле епи­ско­па», разъ­яс­нен­ных на рубе­же XIX и XX веков серб­ским епи­ско­пом духов­ни­ком Нико­ди­мом (Мила­шем), зна­то­ком цер­ков­но­го пра­ва: нель­зя испол­нять служ­бы «отдель­но и неза­ви­си­мо от выс­шей закон­ной цер­ков­ной вла­сти». Пер­во­на­чаль­но это пра­ви­ло было направ­ле­но про­тив евста­ти­че­ской сек­ты, чле­ны кото­рой, «счи­тая себя избран­ны­ми и свя­ты­ми», орга­ни­зо­вы­ва­ли служ­бы по сво­им пра­ви­лам. Хотя фор­маль­но ими руко­во­ди­ли свя­щен­ни­ки, епи­ско­пы часто запре­ща­ли им слу­жить. Таким обра­зом, про­бле­ма заклю­ча­лась имен­но в непо­слу­ша­нии, в игно­ри­ро­ва­нии един­ства Церк­ви, что явно выра­жа­ет­ся в иерар­хи­че­ской вла­сти Церкви.

Есть еще два подоб­ных пра­ви­ла, при­ня­тых с раз­ни­цей в три­ста лет, сна­ча­ла Помест­ным Собо­ром Лаоди­кии (4 век), а затем 6‑м Все­лен­ским Собо­ром (680–681). Они запре­ща­ют «петь из книг» и «про­воз­гла­шать боже­ствен­ные сло­ва» непо­свя­щен­ным людям, не при­над­ле­жа­щим к цер­ков­но­му духо­вен­ству и не полу­чив­шим бла­го­сло­ве­ния пас­то­ра на эти дей­ствия. Ком­мен­ти­руя эту нор­му, вла­ды­ка Нико­дим обра­ща­ет вни­ма­ние: собор­ные пра­ви­ла не запре­ща­ют людям участ­во­вать в бого­слу­же­нии, а лишь «запре­ща­ют людям делать это в оди­ноч­ку», то есть про­из­воль­но и бес­кон­троль­но, не по согла­со­ва­нию со всей Церковью.

Если большинство служб может совершать простой мирянин, почему тогда обычно их совершают все-таки священники?

Боже­ствен­ная литур­гия нахо­дит­ся в цен­тре все­го бого­слу­же­ния и может быть совер­ше­на толь­ко епи­ско­пом или свя­щен­ни­ком. В цен­тре литур­гии, по сути, нахо­дит­ся таин­ство при­ча­стия Тела и Кро­ви Гос­по­да Иису­са Хри­ста, Евха­ри­стия. И Гос­подь совер­ша­ет таин­ства толь­ко через закон­но назна­чен­ных епи­ско­пов и священников.

С дру­ги­ми сер­ви­са­ми, каза­лось бы, не все так стро­го. Но с дру­гой сто­ро­ны, все они так или ина­че свя­за­ны с Боже­ствен­ной литур­ги­ей. Они гото­вят нас, они посте­пен­но при­во­дят к литур­гии. Кро­ме того, каж­дая служ­ба име­ет свое соб­ствен­ное содер­жа­ние, свя­зан­ное с литур­ги­ей. Напри­мер, вечер­ня сим­во­ли­зи­ру­ет эпо­ху Вет­хо­го Заве­та, когда люди про­сто жда­ли при­ше­ствия Спа­си­те­ля. Основ­ная при­чи­на утре­ни — встре­ча с Богом, кото­рый в опре­де­лен­ный момент исто­рии стал чело­ве­ком и явил­ся миру. И вен­цом все­го это­го явля­ет­ся Боже­ствен­ная литур­гия, кото­рая откры­ва­ет две­ри в Цар­ство Небес­ное, объ­еди­ня­ет нас с Богом через таин­ство Евхаристии.

это очень есте­ствен­но, когда весь этот путь, от нача­ла до кон­ца, с зем­ли на небо, мы про­хо­дим, сле­дуя за пас­ты­рем, епи­ско­пом или свя­щен­ни­ком, про­во­дя­щим каж­дое из бого­слу­же­ний, что сим­во­ли­зи­ру­ет само­го Христа.

Какая разница между богослужением и Таинством?

Это непро­стой вопрос. Ведь внешне и таин­ство, и бого­слу­же­ние — это некая после­до­ва­тель­ность сим­во­ли­че­ских слов и дей­ствий, с помо­щью кото­рых люди дела­ют шаг навстре­чу Богу. Или нет — это зави­сит от веры, настро­е­ния и жела­ний каж­до­го человека.

Но по сути это вещи совер­шен­но дру­го­го порядка.

Покло­не­ние днев­но­го кру­га — это, преж­де все­го, сред­ство освя­ще­ния вре­ме­ни, оно свя­за­но с опре­де­лен­ным вре­ме­нем дня и воз­ни­ка­ет из жела­ния веру­ю­ще­го посвя­тить каж­дый отре­зок дня и ночи Богу, сиг­на­ли­зи­ро­вать ему молит­вой. Носи­тель здесь направ­лен нами к Гос­по­ду. Мы при­но­сим Ему наши молит­вы, каем­ся, про­сим Его помо­щи и милосердия.

На пер­вый план в покло­не­нии сто­ят наши субъ­ек­тив­ные рели­ги­оз­ные пере­жи­ва­ния, наши поис­ки встре­чи с Богом, жела­ние изме­нить­ся, отде­лить себя от гре­хов­но­го про­шло­го, очи­стить наши серд­ца, что­бы Бог мог вой­ти и жить там.

А в таин­стве глав­ное — истин­ное дей­ствие само­го Бога. Внешне при­ча­стие может пока­зать­ся бого­слу­же­ни­ем, но суть его в том, что участ­ни­ки при­ча­стия всту­па­ют в пря­мое и непо­сред­ствен­ное обще­ние с самим Богом под дей­стви­ем Свя­то­го Духа, и Гос­подь суще­ствен­но изме­ня­ет, обнов­ля­ет их души, а ино­гда и их души тру­пы (напри­мер, лечит болезнь). В при­ча­стии Сам Гос­подь нис­хо­дит к нам, дей­ствуя в нас и соеди­няя нас сво­ей бла­го­да­тью с Цар­ством Небес­ным. Неда­ром перед самым нача­лом Боже­ствен­ной литур­гии, все­це­ло сосре­до­то­чен­ной на вос­хож­де­нии к таин­ству Евха­ри­стии, диа­кон гово­рит: «Пора тво­рить Гос­по­да», то есть: «Пора сотво­рить Гос­по­да». Гос­по­ди действовать».

Это дей­ствие Бога ни с чем не свя­за­но, поэто­му по уста­ву церк­ви литур­гию мож­но совер­шать вече­ром (на служ­бе, кото­рая назы­ва­ет­ся вечер­ней служ­бой), а после утре­ни и вооб­ще в любое вре­мя дня или ночи.

В каких ситуациях уместны мирянские богослужения?

Сло­вом, в каж­дом, когда нет объ­ек­тив­ной воз­мож­но­сти прий­ти в цер­ковь, но есть жела­ние молить­ся Богу теми сло­ва­ми, кото­рые вся Цер­ковь моли­лась ему мно­го веков, то есть вме­сте со всей Церковью.

В исто­рии Церк­ви было мно­го таких примеров.

В чет­вер­том веке мона­ше­ство про­цве­та­ло, а вме­сте с ним и воз­ник­ла чере­да бого­слу­же­ний в соот­вет­ствии с мона­ше­ским (а точ­нее, мир­ским) поряд­ком. Сна­ча­ла мона­хи жили в уеди­не­нии в без­люд­ных местах, часто в пре­де­лах несколь­ких дней пути до бли­жай­ше­го хра­ма. Очень часто они не ста­но­ви­лись свя­щен­ни­ка­ми (при­ня­тие свя­щен­ства было, по пред­став­ле­ни­ям того вре­ме­ни, свое­об­раз­ным отка­зом от мона­ше­ства, отме­ча­ет про­то­и­е­рей Геор­гий Кры­лов), но непре­стан­но моли­лись Богу — ведь имен­но поэто­му шум­ные горо­да оста­лись! Ино­гда мона­хи при­гла­ша­ли свя­щен­ни­ка к себе для совер­ше­ния литур­гии, а в осталь­ное вре­мя слу­жи­ли по чину мирян. Это до сих пор про­ис­хо­дит в неко­то­рых мона­сты­рях Рос­сии, Гре­ции, Румынии.

имен­но из этих мона­ше­ских литур­ги­че­ских пра­вил обра­зо­ва­лась уже упо­мя­ну­тая нами Часо­вая книга.

Что такое мирские богослужения и как их совершать

Свет­ские служ­бы ста­ли обыч­ным явле­ни­ем в 1920‑х и 1930‑х годах, когда боль­ше­ви­ки нача­ли пре­сле­до­ва­ние Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви. Епи­ско­пы и свя­щен­ни­ки были аре­сто­ва­ны, церк­ви закры­ты, а неко­то­рые епи­ско­пы — напри­мер, мит­ро­по­лит Казан­ский Кирилл (Смир­нов), епи­скоп Ков­ров­ский Афа­на­сий (Саха­ров) — бла­го­слов­ля­ли самых надеж­ных и бла­го­че­сти­вых мирян для совер­ше­ния бого­слу­же­ний из дома. На литур­гию, как и во вре­ме­на антич­но­го мона­ше­ства, при­гла­ша­лись епи­ско­пы и свя­щен­ни­ки, чита­лась та же утре­ня и вечер­ня. Вла­ды­ка Афа­на­сий (Саха­ров) видел в этом «забо­ту рус­ско­го наро­да .. о церк­ви всех сто­рон мир­ской жиз­ни, домаш­не­го окру­же­ния, семей­ной жизни».

«Свет­ский гра­дус» бого­слу­же­ния тре­бо­вал­ся и в рус­ской диас­по­ре. Мно­гие эми­гран­ты, бежав­шие из Совет­ской Рос­сии в Чехо­сло­ва­кию, Фран­цию, США и дру­гие стра­ны, не име­ли воз­мож­но­сти регу­ляр­но посе­щать пра­во­слав­ный храм — он может нахо­дить­ся в дру­гом горо­де. А неко­то­рые взя­лись выпол­нять служ­бы днев­но­го круж­ка по кни­гам. На такие попыт­ки созна­тель­но бла­го­сло­вил, напри­мер, насто­я­тель Свя­то-Тро­иц­ко­го мона­сты­ря в Джор­дан­вил­ле архи­епи­скоп Рус­ской Зару­беж­ной Церк­ви Авер­кий (Тау­шев). «Сами тек­сты наших сер­ви­сов преду­смат­ри­ва­ют такую ​​воз­мож­ность», — напи­сал он. «Молит­ва как ничто дру­гое объ­еди­ня­ет веру­ю­щих». Вла­ды­ка счи­тал это абсо­лют­но необ­хо­ди­мым «во всех тех при­хо­дах, где нет посто­ян­но­го свя­щен­ни­ка .. с уста­нов­лен­ным поряд­ком богослужений».

А как же раньше обходились без причастия? Ведь это сердцевина церковной жизни?

Они нико­гда не обхо­ди­лись без при­ча­стия. Во-пер­вых, вспо­ми­на­ет про­то­и­е­рей Геор­гий Кры­лов, мона­ше­ские общи­ны изред­ка при­гла­ша­ли вме­сто себя свя­щен­ни­ков: они отслу­жи­ли литур­гию, и все мона­хи при­ча­ща­лись. Во-вто­рых, была прак­ти­ка еже­днев­но­го при­ча­стия, опи­сан­ная мона­хом Иоан­ном, насто­я­те­лем Синая, в его кни­ге «Ла Ска­ла». Свя­щен­ник сна­ча­ла отслу­жил литур­гию в мона­сты­ре, а затем Свя­ты­ми Дара­ми обо­шел отшель­ни­ков, жив­ших вокруг мона­сты­ря, и при­ча­щал их. Так было, напри­мер, в скаль­ных мона­сты­рях Кап­па­до­кии, визан­тий­ской про­вин­ции Малая Азия, кото­рая явля­ет­ся частью сего­дняш­ней Тур­ции. — О ред .. А посколь­ку у свя­щен­ни­ка не все­гда была воз­мож­ность наве­щать отшель­ни­ков, он мог остав­лять Свя­тые Дары пря­мо в их кельях, на спе­ци­аль­ных пол­ках, где быва­ло, что они хра­ни­лись мно­го дней, ино­гда даже меся­цев и лет, про­дол­жа­ет отец Джор­джио. Дары были сохра­не­ны еще и пото­му, что в те дни не счи­та­лось обя­за­тель­ным питать части­цы Тела Хри­сто­ва Кро­вью; ино­гда мона­хи оку­на­ли их в обыч­ное вино и таким обра­зом пили. Счи­та­лось: где Тело, там Кровь.

К этим резерв­ным (или Пре­ждео­свя­щен­ным) Дарам мона­хи отно­си­лись с боль­шим почте­ни­ем, ста­ра­ясь даже не при­ка­сать­ся к ним руками.

Миря­нам, кото­рые не мог­ли участ­во­вать в вос­крес­ной литур­гии, Свя­тые Дары сна­ча­ла при­но­си­ли пря­мо домой. Конеч­но, не все под­ряд, а толь­ко те, кто не дежу­рил по каким-то осо­бен­ным при­чи­нам, напри­мер, болели.

Подоб­ное про­ис­хо­ди­ло, меж­ду про­чим, ино­гда в пер­вые деся­ти­ле­тия совет­ской вла­сти, когда хри­сти­а­нин не мог в тече­ние мно­гих лет иметь воз­мож­ность при­ча­щать­ся во вре­мя литур­гии. Быва­ло, что духов­ни­кам в тюрь­мах и лаге­рях дари­ли частич­ки Свя­тых Даров, спря­тан­ные в кни­ге, хле­бе и т.д. Конеч­но, это были исклю­чи­тель­ные слу­чаи. Свя­щен­ник или епи­скоп, решив­ший пере­не­сти в тем­ни­цу части­цу само­го Гос­по­да, дол­жен был хоро­шо знать чело­ве­ка и быть уве­рен­ным, что Дары не попа­ли в чужие руки, не ругали.

И сей­час, когда у боль­шин­ства из нас нет воз­мож­но­сти при­хо­дить в храм на служ­бу, мы не пол­но­стью лише­ны воз­мож­но­сти при­ча­щать­ся. Вы може­те при­гла­сить свя­щен­ни­ка домой с запас­ны­ми подар­ка­ми, если у вас есть его кон­так­ты, или позво­нить в бли­жай­шую цер­ковь и попро­сить свя­щен­ни­ка при­е­хать отту­да. Толь­ко не забы­вай­те, что к при­ча­стию нуж­но гото­вить­ся очень серьез­но: читать пред­пи­сан­ное молит­вен­ное пра­ви­ло и с полу­но­чи ниче­го не есть и не пить и, глав­ное, зара­нее пого­во­рить со свя­щен­ни­ком по теле­фо­ну и понять, как и когда при­ни­мать при­ча­стие, как подготовиться.

Если вы забо­ле­ли коро­на­ви­ру­сом и жела­е­те при­ча­стить­ся, вам необ­хо­ди­мо обра­тить­ся в Гос­пи­таль­ную комис­сию епар­хии горо­да Моск­вы по теле­фо­ну +7 (903) 660−30−40.

Какова роль мирян в обычном богослужении?

совер­шен­но оче­вид­но, что миряне могут совер­шать мно­же­ство вещей для покло­не­ния. Помо­ги­те свя­щен­ни­ку у алта­ря. Пой­те в хоре. Зве­нит зво­нок. В кон­це литур­гии раз­ре­зать просфо­ры и раз­не­сти их к таин­ствам. В кон­це кон­цов, это толь­ко для под­дер­жа­ния поряд­ка и чисто­ты в хра­ме. Мож­но мно­гое сде­лать для того, что­бы служ­бы в хра­ме про­во­ди­лись, как гово­рит апо­стол Павел, с при­ли­чи­ем и при­ли­чи­ем (1 Кор. 14:40), и свя­щен­ник мог пол­но­стью сосре­до­то­чить­ся на молит­ве, ни на что не отвлекаясь.

Но важ­нее дру­гое. Миряне — это осно­ва того же цер­ков­но­го наро­да, от име­ни кото­ро­го пред­сто­я­те­ли (епи­скоп или свя­щен­ник) воз­но­сят все молит­вы. С точ­ки зре­ния бого­сло­вия таинств, если дру­го­го выхо­да нет, то литур­гию мож­но совер­шать даже тогда, когда в хра­ме нахо­дит­ся толь­ко один чело­век, кро­ме свя­щен­ни­ка: ведь серд­це литур­гии — это Таин­ство Евха­ри­стии, кото­рое каж­дый раз воз­вра­ща­ет нас к Тай­ной Вече­ре, совер­шен­ное одна­жды Хри­стом и с тех пор совер­ша­е­мое в вечности.

Евха­ри­стия вне вре­ме­ни и про­стран­ства, она объ­еди­ня­ет всех хри­сти­ан мира, где бы они ни нахо­ди­лись, поэто­му, слу­жа в пол­ном уеди­не­нии, свя­щен­ник молит­ся вме­сте со всей Церковью.

С дру­гой сто­ро­ны… Сло­во «литур­гия» пере­во­дит­ся с гре­че­ско­го как «общее дело». В древ­ней Церк­ви хри­сти­ане сами при­но­си­ли в Цер­ковь хлеб и вино для Евха­ри­стии, каж­дый вно­сил свой вклад в бого­слу­же­ние. И теперь, жерт­вуя неболь­шие сум­мы на памят­ные запис­ки для близ­ких и све­чи, мы, по сути, дела­ем то же самое. Обыч­но литур­гия — это служ­ба, в кото­рой участ­ву­ют все: те, кто молят­ся со свя­щен­ни­ком, по край­ней мере, про­сты­ми сло­ва­ми; и те, кто жерт­ву­ет свою долю на ока­за­ние услуг; и те, кто рабо­та­ют в хра­ме. Так что роль мирян в покло­не­нии огромна.

Как мирянам организовать домашнюю службу своими силами?

  • В первую оче­редь необ­хо­ди­мо най­ти тек­сты самих услуг и озна­ко­мить­ся с ними. Боль­шин­ство из них, как мы уже ска­за­ли, содер­жит­ся в Кни­ге часов. Но если у вас нет этой кни­ги, тек­сты мож­но лег­ко най­ти в Интер­не­те, напри­мер на сай­те «Азбу­ка Пра­во­сла­вия», где они напе­ча­та­ны как цер­ков­но­сла­вян­ски­ми, так и рус­ски­ми буквами.
  • Далее необ­хо­ди­мо понять, что за услу­га и когда ее сле­ду­ет выпол­нять. День в церк­ви тра­ди­ци­он­но начи­на­ет­ся вече­ром преды­ду­ще­го дня, поэто­му тра­ди­ци­он­ный поря­док бого­слу­же­ний следующий:

Необя­за­тель­но точ­но соблю­дать эти сро­ки (тем более, что цер­ков­ные служ­бы могут начи­нать­ся не в одно и то же вре­мя), но на них сто­ит сосредоточиться.

Пер­вый:

Он сове­ту­ет создать в доме место для молит­вы. «Любая молит­ва — это воз­не­се­ние разу­ма и серд­ца к Богу, — гово­рит он, — но мы по-преж­не­му вос­при­ни­ма­ем хра­мо­вое покло­не­ние и домаш­нее покло­не­ние по-раз­но­му. Поэто­му нуж­но поста­рать­ся вос­про­из­ве­сти храм в домаш­них усло­ви­ях ». Сто­ит спе­ци­аль­но для молит­вы огра­дить уго­лок, где будут сто­ять ико­ны, гореть лам­па­да или све­ча. Так про­ще настро­ить­ся на нуж­ное настро­е­ние и сосре­до­точь­тесь на сло­вах молитвы.

Отец Мак­сим вспо­ми­на­ет, что домаш­ние церк­ви или молель­ные ком­на­ты были обыч­ным явле­ни­ем в 90‑е годы. «А в неко­то­рых дерев­нях была тра­ди­ция вешать ико­ны покры­ва­лом. Этот жест мне все­гда казал­ся попыт­кой отго­ро­дить­ся от Бога, толь­ко сей­час я понял: я открыл шатер, и твоя хижи­на пре­вра­ти­лась в храм».

В соот­вет­ствии с:

Мы долж­ны поза­бо­тить­ся о пра­виль­ной одеж­де. Оче­вид­но, речь не идет о рясе или капю­шоне (миря­нам запре­ще­но носить такую ​​одеж­ду без осо­бо­го бла­го­сло­ве­ния свя­щен­ни­ка или епи­ско­па). Но перед тем, как пред­стать перед Богом, нуж­но еще соблю­сти мини­мум внеш­них усло­вий: иметь опрят­ную внеш­ность, оде­вать­ся в чистую и скром­ную одеж­ду, как при­ня­то носить в церкви.

В тре­тьих:

Выде­ли­те опре­де­лен­ное вре­мя для служ­бы, — про­дол­жа­ет про­то­и­е­рей Мак­сим Пер­во­зван­ский. Какую бы часть служ­бы вы ни реши­ли вос­про­из­ве­сти, от это­го слу­чая нель­зя отка­зы­вать­ся на пол­пу­ти: «Пред­ставь­те, что вы чита­е­те в церк­ви: вы не може­те про­сто уйти, позво­нить кому-нибудь или пре­рвать, когда захотите?»

Чет­вер­тый:

Не стре­ми­тесь к боль­шо­му сра­зу, нач­ни­те с неболь­ших услуг, напри­мер, с полу­ноч­но­го офи­са, неболь­шо­го ужи­на или часов.

Пятый:

«Очень реко­мен­дую вам сра­зу начать читать отче­ты на цер­ков­но­сла­вян­ском язы­ке», — гово­рит отец Мак­сим. — Вы може­те научить­ся читать цер­ков­но­сла­вян­ский язык за пару недель, этот язык нам инту­и­тив­но поня­тен. Глав­ное, обра­щать вни­ма­ние на уда­ре­ние: часто непра­виль­ное уда­ре­ние меша­ет вос­при­я­тию тек­ста ».« Клю­чом к чте­нию на цер­ков­но­сла­вян­ском язы­ке явля­ет­ся сам факт чте­ния », — счи­та­ет свя­щен­ник. — Уже 30 под­ряд лет вы мог­ли слу­шать, как они чита­ют в церк­ви, и они вро­де бы пони­ма­ют, о чем гово­рят, но вы не види­те само­го глав­но­го. А при лич­ном чте­нии вслух текст ста­нет объ­ем­ным, у вас будет допол­ни­тель­ная очень важ­ная точ­ка зре­ния и зна­ко­мый текст откро­ет­ся по-новому».

Доба­вим к тому, с чего начи­на­ет­ся этот текст. Было бы хоро­шо про­кон­суль­ти­ро­вать­ся со все­ми эти­ми дета­ля­ми отно­си­тель­но совер­ше­ния домаш­не­го бого­слу­же­ния со свя­щен­ни­ком. Ника­кие реко­мен­да­ции и общие пра­ви­ла не заме­нят здесь про­стой совет свя­щен­ни­ка и после­ду­ю­щее обсуж­де­ние с ним о том, как его сле­ду­ет выпол­нять или пре­кра­тить на вре­мя, и как это бого­слу­же­ние вхо­дит в вашу жизнь, и как ваша жизнь вхо­дит в литур­ги­че­скую жизнь вся Церковь.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.