Если вы пойдете в любой православный храм с двух в Страстную пятницу до полуночи Пасхи, то наверняка увидите в центре храма стол, на котором лежит большой кусок дорогой ткани, расшитый золотой нитью, украшенный бусинками и драгоценностями камни. Присмотревшись, можно увидеть человека, изображенного на нем, полуобнаженного, словно лежащего в гробу. Это саван, а этот человек — не кто иной, как Иисус Христос.
Традиция ставить «Гроб Господень» в центр храма появилась сравнительно недавно. Примерно в XIV веке, на утрени Великой субботы (то есть в пятницу днем), во время чтения Евангелия использовали небольшой платок с изображением умершего Спасителя. Этот платок использовался, чтобы прикрыть книгу во время процессии, как будто ясно указывало, что Господь уже лежит в гробнице в своем теле, но в своей душе он спускается в ад. Примерно в шестнадцатом веке шаль превратилась в большое панно, известное нам как Плащаница.
Сначала Плащаница пролежала на престоле в алтаре всю Светлую Неделю, вскоре после того, как ее стали оставлять до Вознесения. Это уже не просто материя с изображением Христа, а целый шедевр ткацкого искусства, оформленный по строгим правилам. Традиция выноса «Гроба Господня» для поклонения верующим окончательно утвердилась не ранее 17 века и приобрела современный порядок уже в 19 веке.
Сегодня образ умершего Спасителя совершается в конце вечерни в Страстную пятницу, которая совершается в третий час дня (14.00), в час крестной смерти Иисуса Христа. Под песню «Прекрасный Иосиф, мы снимем с дерева твое самое чистое тело, мы закроем его чистой пеленой и положим в новый гроб со зловонием» («Прекрасный Иосиф, сняв с дерева твое чистейшее Тело крест, завернули в плащаницу и помазали священников благовониями, поместили в новый гроб) поднять Плащаницу с Трона, как с Голгофы, и перенести на заранее приготовленный стол — «гробницу», и все присутствующие в храме поклоняются умершему Господу. Вечером на службе утрени Великой субботы (вечер пятницы) перед Плащаницей совершается обряд «оплакивания Христа». В конце этого необычного обряда совершается крестный ход вокруг церкви с пением заупокойной молитвы «Святой Бог…». Перед процессией жрецы несут Плащаницу. Этим верующие как бы провожают Спасителя и хоронят Его. До пасхальной утрени (полночь в воскресенье) образ упокоившегося Христа остается в храме, затем его переносят на жертвеннике и кладут на престол. Здесь он отдыхает до праздника отречения Пасхи (канун Вознесения).
Иконография Плащаницы очень проста. По сути, это живописная копия Туринской плащаницы — плащаницы, в которую было завернуто тело Спасителя и на которой чудесным образом осталось изображение Господа.
На храмовой плащанице Спаситель изображен обнаженным в гробу, завернутый в набедренную повязку. Иногда его окружают фигуры ангелов, Богородицы, апостолов, но сейчас такие композиции редки. По краю Плащаницы вышитый золотыми нитями текст стихиры: «Прекрасный Иосиф, с дерева мы уснем твое самое чистое Тело, он завернул его в чистую простыню, а мы вложим в новую гроб со зловонием »По углам ткани изображены четыре евангелиста (иногда на ромбовидных дощечках, закрепленных отдельно.