Что такое Божественная литургия?

Боль­шин­ство при­хо­жан ста­ра­ют­ся посе­щать храм хотя бы раз в неде­лю. Выби­рая, в какой день пой­ти в храм, веру­ю­щие отда­ют пред­по­чте­ние вос­кре­се­нью, когда совер­ша­ет­ся Боже­ствен­ная литургия.

Одна­ко мно­гие не заду­мы­ва­ют­ся о важ­но­сти и сим­во­лич­но­сти этой услу­ги. Толь­ко при соблю­де­нии это­го усло­вия посе­ще­ние хра­ма бла­го­твор­но ска­жет­ся на духов­ном состо­я­нии человека.

Особенности Божественной литургии

Боже­ствен­ная литур­гия — важ­ней­шая и важ­ная часть бого­слу­же­ния. Имен­но в это вре­мя про­ис­хо­дит Таин­ство При­ча­стия. Соб­ствен­но, для это­го и нуж­ны все осталь­ные сер­ви­сы. Ока­зы­ва­ет­ся, дру­гие служ­бы игра­ют роль свое­об­раз­ной под­го­тов­ки к основ­ной литургии.

Таин­ство при­ча­стия (так­же назы­ва­е­мое Евха­ри­сти­ей) было дано людям Иису­сом Хри­стом на Тай­ной Вечере.

Сло­во «Евха­ри­стия» дослов­но пере­во­дит­ся на рус­ский язык как «бла­го­да­ре­ние». Во вре­мя Боже­ствен­ной литур­гии при­хо­жане воз­но­сят бла­го­да­ре­ние Всевышнему.

Эта тра­ди­ция упо­ми­на­ет­ся в боже­ствен­ных запо­ве­дях, в кото­рых Гос­подь пове­ле­ва­ет посвя­тить седь­мой день Богу, вере и спа­се­нию сво­ей души.

Разновидности литургий

Сле­ду­ет отме­тить, что литур­гия совер­ша­ет­ся не толь­ко каж­дое вос­кре­се­нье. Ино­гда он про­хо­дит в буд­ние дни, когда он при­хо­дит­ся на День памя­ти осо­бо почи­та­е­мых свя­тых, его про­во­дят так­же в две­на­дцать праздников.

Есть три типа литургий:

  1. Очень часто совер­ша­ет­ся литур­гия Иоан­на Златоуста.
  2. По вос­кре­се­ньям во вре­мя Вели­ко­го поста совер­ша­ет­ся Литур­гия свя­ти­те­ля Васи­лия Вели­ко­го. Это так­же про­ис­хо­дит в День памя­ти это­го свя­то­го, Кре­ще­ние и Сочельник.
  3. Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров совер­ша­ет­ся по сре­дам и пят­ни­цам во вре­мя Вели­ко­го поста.

Меж­ду собой эти литур­гии раз­ли­ча­ют­ся поряд­ком про­ве­де­ния обря­да, то есть вне амво­на чита­ют­ся раз­ные молитвы.

На литур­гии Иоан­на Зла­то­уста сто­ит оста­но­вить­ся подроб­нее, так как при­хо­жане посе­ща­ют ее чаще.

Порядок проведение литургии святого Иоанна Златоуста

Литур­гия про­хо­дит в стро­гом соот­вет­ствии с при­ка­зом само­го свя­то­го. Этот орден появил­ся во вре­ме­на ран­не­го хри­сти­ан­ства и суще­ству­ет до сих пор.

Един­ствен­ное фун­да­мен­таль­ное изме­не­ние, кото­рое про­изо­шло за этот пери­од, — это то, что мно­го веков назад не было раз­де­ле­ния меж­ду кли­ро­сом и людь­ми в хра­ме, поэто­му все при­сут­ству­ю­щие вме­сте пели боже­ствен­ные песни.

Сама литур­гия свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста состо­ит из трех частей:

  • про­ско­ми­дия;
  • литур­гия оглашенных;
  • литур­гия верующих.

Сим­во­ли­че­ское зна­че­ние слу­же­ния — свое­об­раз­ное оли­це­тво­ре­ние зем­но­го пути, прой­ден­но­го Спасителем.

Проскомидия

Это пер­вая часть литур­гии, во вре­мя кото­рой про­ис­хо­дит при­го­тов­ле­ние хле­ба и вина для совер­ше­ния Таин­ства Евха­ри­стии. Для это­го свя­щен­ник, руко­во­дя­щий Боже­ствен­ной литур­ги­ей, берет пять литур­ги­че­ских просфор и выре­за­ет из пер­вой просфо­ры неболь­шой кусо­чек куби­че­ской фор­мы, кото­рый носит имя Агн­ца. Он оли­це­тво­ря­ет тело Спасителя.

В чаше сме­ши­ва­ет­ся вода и вино. Затем они извле­ка­ют сим­во­ли­че­ские части­цы из осталь­ной просфоры:

  • в честь Богородицы;
  • в честь девя­ти сте­пе­ней свя­тых, назы­ва­е­мых девя­тью степенями;
  • части­ца живого;
  • еще одна части­ца для мертвых.

Все части­цы, раз­ре­зан­ные просфо­рой, рас­по­ла­га­ют­ся на спе­ци­аль­ной пла­стине — дис­ко­се. Они раз­ме­ще­ны в стро­го опре­де­лен­ном сим­во­ли­че­ском поряд­ке вокруг Агн­ца. Послед­ний покрыт звез­дой, кото­рая сим­во­ли­зи­ру­ет пуан­сет­тию, появив­шу­ю­ся на небе в ночь, когда родил­ся Спа­си­тель. После это­го чашу накры­ва­ют крышками.

На кли­ро во вре­мя этой про­це­ду­ры не пре­кра­ща­ет­ся чте­ние тре­тье­го и шесто­го часа.

Литургия оглашенных

Если свя­щен­ник выре­за­ет просфо­ру в спе­ци­аль­но отве­ден­ном месте, то в этой части бого­слу­же­ния могут при­нять уча­стие все при­хо­жане, в том чис­ле огла­шен­ные. Про­воз­гла­шен­ные — это те, кто гото­вит­ся при­нять Таин­ство Крещения.

Эта часть Боже­ствен­ной литур­гии начи­на­ет­ся со слов свя­щен­ни­ка: «Бла­го­сло­вен­но Цар­ство». Затем про­из­но­сит­ся мир­ная екте­ния, испол­ня­ют­ся псал­мы 102, 145 и гимн, посвя­щен­ный Иису­су Хри­сту «Еди­но­род­но­му Сыну».

Когда Цар­ские вра­та откры­ты, есть Малый вход, веду­щий к пес­но­пе­нию Бла­го­сло­вен­но­го. Про­ис­хо­дя­щее сим­во­ли­зи­ру­ет уход Спа­си­те­ля с про­по­ве­ди. После тро­па­ря празд­ни­ка диа­кон про­сит о спа­се­нии подвиж­ни­ков, затем хор поет Трисвятение.

Эта часть боже­ствен­ной литур­гии про­дол­жа­ет­ся про­киме­ном и чте­ни­ем апо­сто­ла. Затем свя­щен­ник пере­хо­дит к чте­нию Евангелия.

В неко­то­рых слу­ча­ях свя­щен­ник про­из­но­сит здесь про­по­ведь. Если это не пла­ни­ру­ет­ся, сра­зу при­сту­пай­те к екте­нии. Назо­ви­те при­хо­жан, за кото­рых молят­ся о здо­ро­вье и мире.

Эта часть литур­гии св. Иоан­на Зла­то­уста завер­ша­ет­ся екте­ни­я­ми огла­шен­ных, после кото­рых все, кто гото­вит­ся к это­му таин­ству Кре­ще­ния, долж­ны поки­нуть храм.

Литургия верных

Заклю­чи­тель­ная часть литур­гии св. Иоан­на Зла­то­уста начи­на­ет­ся с екте­нии, после кото­рой хором поет­ся херу­вим­ский гимн. В нем при­хо­жан побуж­да­ют забыть о зем­ле, посвя­тив себя про­слав­ле­нию Вседержителя.

Боль­шой вход с чашей, сим­во­ли­зи­ру­ю­щей крест­ный путь Иису­са, в неко­то­рых слу­ча­ях устра­и­ва­ет­ся молит­вен­ная екте­ния с основ­ны­ми про­ше­ни­я­ми при­хо­жан. Далее совер­ша­ет­ся Сим­вол веры, после чего начи­на­ет­ся Евха­ри­сти­че­ский канон.

Во вре­мя Боже­ствен­ной литур­гии это самая важ­ная часть, когда вино и хлеб пре­вра­ща­ют­ся в Кровь и Тело Спа­си­те­ля. Свя­щен­ник бла­го­слов­ля­ет всех при­сут­ству­ю­щих, душой при­зы­вая воз­не­стись ко Все­выш­не­му. Такое же пре­вра­ще­ние вина и хле­ба в Кровь и Тело Хри­сто­во про­ис­хо­дит в сере­дине канона.

При­хо­жане в уста­нов­лен­ном поряд­ке долж­ны в этот момент совер­шить три покло­на в зем­лю. Затем зву­чит про­слав­ле­ние Бого­ро­ди­цы «Достой­ный». После про­из­не­се­ния «Отче наш» свя­щен­ник под­ни­ма­ет чашу и начи­на­ет при­ча­стие со свя­щен­ни­ков, собрав­ших­ся у алтаря.

Затем откры­ва­ют­ся Коро­лев­ские вра­та. Чашу при­но­сят при­хо­жа­нам, начи­на­ет­ся их при­ча­стие. Веру­ю­щий дол­жен осо­бым обра­зом под­го­то­вить­ся к это­му при­ча­стию. Для нача­ла нуж­но испо­ве­до­вать­ся, постить­ся, про­чи­тать спе­ци­аль­ные молитвы.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.