Остров друга Христа: 5 святынь Кипра

Остров друга Христа: 5 святилищ на Кипре

В каж­дом горо­де Кип­ра есть пляж Афро­ди­ты. Куда бы вы ни отпра­ви­лись на Кипр, вы убе­ди­тесь, что гре­че­ская боги­ня люб­ви выса­ди­лась из мор­ской пены в их посе­ле­нии — они так зави­ду­ют антич­ной мифологии.

И это несмот­ря на то, что боль­шин­ство кипри­о­тов — пра­во­слав­ные и не менее рев­ност­но отно­сят­ся к хри­сти­ан­ству: в каж­дом селе все­гда есть хотя бы одна цер­ковь и все жите­ли ходят на литур­гию по вос­кре­се­ньям. О том, куда отпра­вить­ся рос­сий­ско­му палом­ни­ку в одно из самых извест­ных мест Сре­ди­зем­но­мо­рья, — в мате­ри­а­лах кор­ре­спон­ден­тов Томаса.

Храм святого Лазаря: гробница друга Христа

Кипри­о­ты счи­та­ют его одним из самых кра­си­вых зда­ний на ост­ро­ве. В древ­но­сти здесь оста­нав­ли­ва­лись палом­ни­ки, отправ­ляв­ши­е­ся на Свя­тую Зем­лю, что­бы покло­нить­ся одно­му чело­ве­ку, кото­ро­го в Еван­ге­ли­ях назы­ва­ют дру­гом Хри­ста. Вско­ре после сво­е­го чудес­но­го вос­кре­се­ния Лазарь был вынуж­ден бежать на ост­ров, спа­са­ясь от преследований.

Поз­же он стал пер­вым епи­ско­пом горо­да Кити­он (древ­нее назва­ние Лар­на­ки) и про­жил здесь 30 лет.

После его смер­ти Лазарь был похо­ро­нен в мра­мор­ной гроб­ни­це. Во вре­мя прав­ле­ния ара­бов в сере­дине седь­мо­го века он был уте­рян и был най­ден толь­ко в 890 году. Как и преж­де, на нем было напи­са­но «Лазарь четы­рех­днев­ный, друг Христов».

Визан­тий­ский импе­ра­тор Лев IV Муд­рый при­ка­зал постро­ить камен­ную цер­ковь над гроб­ни­цей. С тех пор люди при­хо­ди­ли сюда каж­дый день.

Камен­ная лест­ни­ца спра­ва от алта­ря ведет к моги­ле дру­га Хри­ста, бра­та Мар­фы и Марии. Рядом с ним есть неболь­шой род­ник. Они молят­ся Лаза­рю об исце­ле­нии боль­ных, и здесь вы може­те узнать об осо­бой мест­ной тра­ди­ции: при­но­сить вос­ко­вые изоб­ра­же­ния исце­лен­ных к его погре­бе­нию. Такие кук­лы изго­тав­ли­ва­ют масте­ра со все­го острова.

В глав­ный празд­ник Свя­то­го Лаза­ря — Лаза­ре­ва в суб­бо­ту, за 8 дней до Пас­хи, ико­ну свя­то­го несут по ули­цам горо­да. Кипри­о­ты очень гор­дят­ся тем, что он жил на их зем­ле, и сла­га­ют о нем леген­ды. Одна из них рас­ска­зы­ва­ет, как появи­лось соле­ное озе­ро неда­ле­ко от Лар­на­ки. Когда-то на его месте был кра­си­вый вино­град­ник, при­над­ле­жав­ший старухе.

Когда Лаз­за­ро, изму­чен­ный и устав­ший, про­хо­дил мимо, попро­сил у нее гроздь вино­гра­да, ста­ру­ха отка­за­лась, она спро­си­ла Сан Лаз­за­ро, ука­зы­вая на кор­зи­ну, пол­ную аро­мат­ных ягод: «Что это?» и в ответ я услы­шал: «Соль».

Опе­ча­лен­ный обма­ном, Лазарь ска­зал: «Отныне пусть все здесь ста­нет солью». Озе­ро тоже мож­но уви­деть сей­час. Про­из­вод­ство соли здесь пре­кра­ти­лось совсем недавно.

Лазарь меч­тал о встре­че с Бого­ро­ди­цей, и одна­жды его жела­ние сбы­лось. А четы­ре века спу­стя на его моги­ле была най­де­на его Кипр­ская икона.

На нем изоб­ра­же­на Пре­свя­тая Бого­ро­ди­ца вос­се­да­ю­щая на пре­сто­ле с мла­ден­цем Хри­стом, а по бокам — два анге­ла с вет­вя­ми. Копия изоб­ра­же­ния хра­ни­лась так­же в Успен­ском собо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля. Об этом рас­ска­зе — в про­дол­же­нии материала.

Храм Панагии Ангелокисты: «церковь Богородицы, построенная ангелами»

Имен­но для этой ико­ны был постро­ен Храм Пана­гии Анге­ло­ки­сты. По леген­де, Дева Мария спу­сти­лась в эти места с прось­бой постро­ить здесь цер­ковь. Но, к сожа­ле­нию, тогда его прось­бу неко­му было выслу­шать. В этот момент на помощь при­шли ангелы.

Они пообе­ща­ли Марии постро­ить здесь цер­ковь само­сто­я­тель­но, без чьей-либо помо­щи. Фак­ти­че­ски, когда Мария на сле­ду­ю­щий день вер­ну­лась, что­бы посе­тить это место, цер­ковь уже сто­я­ла. С тех пор ста­ло тра­ди­ци­ей назы­вать эту цер­ковь «постро­ен­ной ангелами».

Соглас­но дру­гой леген­де, стро­и­тель­ство церк­ви было нача­то жите­ля­ми Кити­о­на (древ­не­го горо­да-госу­дар­ства в южной части Кип­ра), но на сле­ду­ю­щее утро они не нашли ее. В одно­ча­сье зда­ние было пере­не­се­но в дру­гое место.

На сле­ду­ю­щую ночь любо­пыт­ные жите­ли реши­ли про­сле­до­вать за цер­ко­вью. Небе­са откры­лись, и сонм анге­лов упал на зем­лю. Храм был постро­ен за одну ночь.

Внут­рен­нее убран­ство Анге­ло­ки­сты — вели­ко­леп­ный обра­зец визан­тий­ско­го искус­ства. Алтар­ная моза­и­ка с изоб­ра­же­ни­ем Девы Марии с мла­ден­цем и архан­ге­лов Миха­и­ла и Гав­ри­и­ла дати­ру­ет­ся VI веком. Подоб­ный сохра­нил­ся толь­ко на горе Синай.

Уже в кон­це девят­на­дца­то­го века в обла­сти исто­рии искус­ства эта моза­и­ка сто­я­ла на одном уровне с древни­ми моза­и­ка­ми Равен­ны и Рима, а так­же зна­ме­ни­ты­ми кар­ти­на­ми церк­ви Сан-Демет­рио в гре­че­ских Салониках.

Еже­днев­но в церк­ви про­хо­дят молит­вы, а по выход­ным совер­ша­ет­ся литур­гия, на кото­рую соби­ра­ют­ся все жите­ли села Кити. А на иде­аль­ной зеле­ной лужай­ке воз­ле алтар­ной сте­ны хра­ма рас­тут ста­рые фисташ­ко­вые мастич­ные дере­вья — одни из самых ста­рых в этой части ост­ро­ва. Их смо­ла счи­та­ет­ся лечеб­ной и про­да­ет­ся по все­му Кипру.

Храм Иоанна Богослова: православие в разрезанном городе

Пря­мо в рези­ден­ции архи­епи­ско­па Кип­ра, в сто­ли­це ост­ро­ва Нико­сии, нахо­дит­ся неболь­шой храм в честь люби­мо­го уче­ни­ка Иису­са Хри­ста — Иоан­на Бого­сло­ва. Имен­но ему Хри­стос дове­рил забо­ту Богородицы.

Остров друга Христа: 5 святилищ на Кипре

Неболь­шой храм сна­ру­жи выгля­дит очень аске­тич­но. Дело в том, что он был постро­ен в 17 веке, во вре­ме­на турец­ко­го вла­ды­че­ства. В Осман­ской импе­рии ни одна хри­сти­ан­ская цер­ковь не име­ла пра­ва кон­ку­ри­ро­вать с мече­тя­ми ни по высо­те, ни по внеш­не­му виду, да и вооб­ще не раз­ре­ша­лось их строить.

“Это чудо Гос­по­да, что это слу­чи­лось!” Под­ни­ми­те руки епи­скоп Гри­го­рий Меса­ло­рий­ский, «дес­ни­ца» пред­сто­я­те­ля Кипр­ской Церк­ви. Он сам водит нас на экс­кур­сию по хра­му и звуч­ным бари­то­ном поет «Christ anesti et necron» под апло­дис­мен­ты веру­ю­щих и немец­ких туристов».

Сей­час это собор Пра­во­слав­ной церк­ви Кип­ра. Его кар­ти­ны — пред­мет осо­бой гор­до­сти ост­ро­ви­тян. Вот момен­ты Все­лен­ских собо­ров, обра­зы Страш­но­го суда и заве­ре­ния апо­сто­ла Фомы. Над ико­но­ста­сом — «небес­ная литур­гия», сия­ю­щий сла­вой Хри­стос в обра­зе Вели­ко­го епи­ско­па, окру­жен­ный небес­ны­ми сила­ми и бла­го­слов­ля­ю­щий все живые существа.

В хра­ме сни­мать кате­го­ри­че­ски запре­ще­но: ни видео, ни фото — ни кем. Но для фото­гра­фа «Тома­са» было сде­ла­но исключение.

А за хра­мом нахо­дит­ся неболь­шой музей с уни­каль­ной кол­лек­ци­ей визан­тий­ских икон. Неко­то­рые из них отно­сят­ся к IX веку. В одном из его залов мож­но уви­деть фото­гра­фии пра­во­слав­ных свя­тынь, рас­по­ло­жен­ных в север­ной части турец­ко­го острова.

Судь­ба их неза­вид­на: почти все церк­ви были раз­граб­ле­ны, ста­рин­ные моза­и­ки и ико­ны были при­ве­зе­ны в Евро­пу и Аме­ри­ку. Цер­ковь и вла­сти Кип­ра уже мно­го лет пыта­ют­ся вер­нуть хотя бы неболь­шую часть того, что было поте­ря­но в той части ост­ро­ва, куда турец­кие вой­ска вторг­лись в 1970‑е годы.

В зда­нии музея так­же нахо­дит­ся запад­но­ев­ро­пей­ская кар­тин­ная гале­рея. Неко­то­рые экс­по­на­ты явля­ют­ся точ­ны­ми копи­я­ми утра­чен­ных шедев­ров, таких как двухъ­ярус­ный ико­но­стас церк­ви Свя­то­го Нико­лая в Какопетрии.

Кипр все еще раз­де­лен. Через исто­ри­че­ский центр Нико­сии и ее глав­ную тор­го­вую ули­цу про­хо­дит так назы­ва­е­мая «Зеле­ная линия», где на ост­ро­ве нахо­дит­ся кон­тин­гент миро­твор­цев Орга­ни­за­ции Объ­еди­нен­ных Наций. В север­ной части ост­ро­ва сего­дня нет ни одно­го дей­ству­ю­ще­го пра­во­слав­но­го храма.

Киккский монастырь: обитель главной святыни Кипра

Глав­ное свя­ти­ли­ще Кип­ра, чудо­твор­ная ико­на Кикк­ской Бого­ро­ди­цы, соглас­но леген­де, была напи­са­на апо­сто­лом и еван­ге­ли­стом Лукой. Он при­был на Кипр в 11 веке при импе­ра­то­ре Алек­сии Ком­нине. Соглас­но леген­де, визан­тий­ский пра­ви­тель Кип­ра архонт Ману­ил Вуто­ми­тис отпра­вил­ся на охо­ту в горы Тро­одос, заблу­дил­ся и встре­тил отшель­ни­ка по име­ни Исайя.

Что про­изо­шло даль­ше, не очень понят­но: види­мо, гор­дый князь гру­бо обо­шел­ся с подвиж­ни­ком и по воз­вра­ще­нии в Нико­сию серьез­но забо­лел. Решив, что болезнь была посла­на ему в нака­за­ние за гру­бость, он послал сво­их слуг най­ти Исайю и попро­сил у него про­ще­ния. Он, ниче­го не ска­зав, стал молить­ся, и вско­ре болезнь отступила.

Вуто­ми­тис пообе­щал Исайе отдать все, о чем он про­сил, но свя­ти­тель не поже­лал ни денег, ни цен­ных бумаг, про­ся толь­ко при­не­сти ему из Кон­стан­ти­но­по­ля ико­ну Бого­ро­ди­цы — одну из тех, что были напи­са­ны еван­ге­ли­стом Лукой. Оба они немед­лен­но отпра­ви­лись в импер­скую столицу.

Остров друга Христа: 5 святилищ на Кипре

Они заста­ли пра­ви­те­ля в силь­ной боли: его един­ствен­ная дочь забо­ле­ла той же болез­нью, что и архон­та. И сно­ва по молит­вам Исайи про­изо­шло чудо, и болезнь отсту­пи­ла. Но рас­стать­ся с ико­ной Алек­сею Ком­не­но­су было непро­сто. В резуль­та­те он тоже заболел.

Образ Бого­ро­ди­цы попал на Кипр. Его при­вет­ство­ва­ли не толь­ко люди: как гово­рит­ся в одном из тек­стов, дере­вья, встре­чав­ши­е­ся на пути про­цес­сии, скло­ни­лись, и ракуш­ки чудес­ным обра­зом вышли из моря и после­до­ва­ли за про­цес­си­ей. Уди­ви­тель­но, но вися­чие сос­ны и ракуш­ки сего­дня мож­но уви­деть в лес­ных рай­о­нах Тиллирии.

Фак­ти­че­ски, мона­стырь Кик­кос был осно­ван для сохра­не­ния дра­го­цен­но­го обра­за. Пер­во­на­чаль­но он был дере­вян­ным, как и все построй­ки мона­сты­ря. После несколь­ких пожа­ров в 16 веке мона­стырь был пере­стро­ен из камня.

Прав­да, это не силь­но помог­ло. Как и в зна­ме­ни­том романе меди­е­ви­ста Умбер­то Эко «Имя розы», в 1751 и 1813 годах тыся­чи книг, руко­пи­сей и исто­ри­че­ских доку­мен­тов были уни­что­же­ны огнем. Погиб­ли люди, рух­ну­ли зда­ния. Но ико­на Бого­ро­ди­цы сохранилась.

С пер­во­го дня ее лицо закры­то и нико­гда не откры­ва­ет­ся — воз­мож­но, имен­но это­го хотел Алек­сей Ком­нин, а может, таким обра­зом образ вызы­ва­ет еще боль­шее ува­же­ние. Рус­ский монах Васи­лий (Бар­ский), посе­тив­ший мона­стырь в 1735 году, пишет, что мона­хи откры­ва­ют лик ико­ны толь­ко в пери­од отсут­ствия дождя — и толь­ко после того, как сна­ча­ла пере­не­сут ее на вер­ши­ну бли­жай­шей горы и совер­шат моле­бен. Но они даже не видят ико­ны, пото­му что в этот момент она ука­зы­ва­ет на небо.

Здесь, рядом, на ико­но­ста­се, висит откры­тый экзем­пляр чудо­твор­ной ико­ны. Мир­ра течет — ручьи отчет­ли­во текут по лику Бого­ро­ди­цы, и мас­ло из лам­па­ды, зажжен­ной этой зна­ме­ни­той ико­ной, раз­да­ет­ся всем паломникам.

Поми­мо ико­ны, в мона­сты­ре Кик­кос хра­нит­ся «тыся­ча мощей» — в боль­шом зале, откры­том для посе­ти­те­лей, нахо­дят­ся части мощей свя­то­го Луки, Нико­лая Чудо­твор­ца, Иоан­на Кре­сти­те­ля, Геор­гия Побе­до­нос­ца, апо­сто­ла Филип­па, Мат­ро­на Мос­ков­ская, Спи­ри­дон Три­ми­фунт­ский и десят­ки дру­гих свя­тых подвиж­ни­ков. Это одно из круп­ней­ших собра­ний мощей в пра­во­слав­ном мире.

А у вхо­да в глав­ную лав­ру Кип­ра про­да­ет­ся зна­ме­ни­тое десерт­ное вино «Ком­ман­да­рия», кото­рое нача­ли про­из­во­дить рыца­ри-гос­пи­та­лье­ры. Сего­дня он так­же исполь­зу­ет­ся в литур­гии для при­ча­ще­ния прихожан.

Монастырь святого Креста: хранитель уникальной реликвии

Омо­дос — это неболь­шая ста­рин­ная гор­ная дерев­ня в Тро­одо­се, рас­по­ло­жен­ная почти на кило­метр над уров­нем моря. Зеле­ные скло­ны, белые доми­ки в пере­ул­ках, хлеб­ные, олив­ко­вые и вин­ные магазины.

Остров друга Христа: 5 святилищ на Кипре

В его цен­тре нахо­дит­ся мона­стырь Сан­та-Кро­че, осно­ван­ный в тре­тьем веке. В 17 веке кипр­ский лето­пи­сец Нео­фи­тос Роди­нос упо­мя­нул об этом мона­сты­ре в сво­ей кни­ге «Герои, пол­ко­вод­цы, свя­тые, фило­со­фы и дру­гие выда­ю­щи­е­ся кипри­о­ты», отме­тив, что он содер­жит не толь­ко части­цу живо­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня, но и кусок верев­ки, кото­рой был при­вя­зан к ней Христос…

Свя­щен­ная верев­ка до сих пор сохра­ня­ет сле­ды кро­ви Спа­си­те­ля, и это един­ствен­ная в мире релик­вия тако­го рода. Чест­ная голо­ва апо­сто­ла Филип­па с печа­тя­ми визан­тий­ских импе­ра­то­ров, как сви­де­тель­ство ее под­лин­но­сти, лежит тут же, у входа.

Мона­стырь дол­гое вре­мя был закрыт, сей­час там нор­маль­ная при­ход­ская цер­ковь с уют­ным дво­ри­ком. Мы встре­ти­лись как раз перед вечер­ней служ­бой. Как и вез­де на Кип­ре, любой здесь — и жен­щи­на, и ребе­нок — может подой­ти к алта­рю, покло­нить­ся Цар­ским воро­там и всем иконам.

Шар­фы для дево­чек здесь необя­за­тель­ны, к тому же вас попро­сят снять шля­пу. Но у вхо­да в храм длин­ные эле­гант­ные пла­тья для тех, чья внеш­ность не слиш­ком «пра­во­слав­ная».

И рус­ские худож­ни­ки рас­пи­сы­ва­ли храм. Мона­стырь под­дер­жи­ва­ет тес­ные свя­зи с нашей стра­ной на про­тя­же­нии несколь­ких веков. Бла­го­да­ря это­му в древ­не­рус­ском сти­ле напи­са­ны четы­ре ико­ны. Все они были пере­ве­зе­ны в Омо­дос из Рос­сии в 19 веке.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.