Икона «Сретение Господне»: значение

Сре­те­ние Гос­подне — один из две­на­дца­ти (то есть один из две­на­дца­ти важ­ней­ших после Пас­хи) пра­во­слав­ных празд­ни­ков. Завер­ши­те серию тор­жеств, посвя­щен­ных Рож­де­ству Иису­са и его про­слав­ле­нию как Спа­си­те­лю. Само сло­во «встре­ча» очень ста­рое и в пере­во­де озна­ча­ет «встре­ча». О какой встре­че идет речь?

День празд­но­ва­ния: 15 февраля

В чем заключается смысл Сретения

В сим­во­ли­че­ском смыс­ле Встре­ча озна­ча­ет встре­чу ново­го со ста­рым, Ново­го Заве­та с Вет­хим. Новый Завет здесь сим­во­ли­зи­ру­ет мла­ден­ца Иису­са, пер­вен­ца, кото­рый, соглас­но зако­ну Мои­сея, был взят в храм для цере­мо­нии на соро­ко­вой день после рож­де­ния. По тому же зако­ну на вось­мой день после рож­де­ния ему сде­ла­ли обре­за­ние и дали имя.

В хра­ме Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы и пра­вед­но­го Иоси­фа при­вет­ство­вал Симе­он При­ни­ма­ю­щий Бога, древ­ний ста­рец, кото­ро­му, по леген­де, было уже око­ло 300 лет. Он был одним из 72 пере­вод­чи­ков, кото­рые пере­во­ди­ли Вет­хий Завет на гре­че­ский язык для Алек­сан­дрий­ской биб­лио­те­ки, и пока он рабо­тал над пере­во­дом кни­ги Исайи, с ним про­изо­шло нечто необыч­ное. В про­ро­че­стве ска­за­но: «Дева при­мет во чре­ве свое и родит сына». Симе­он посчи­тал это ошиб­кой и уже хотел испра­вить «деву» на «жену», но был оста­нов­лен анге­лом Гос­под­ним, кото­рый про­воз­гла­сил, что ста­рец не умрет, пока про­ро­че­ство не исполнится.

Икона «Явление Господне»: значение

Сам Дух Божий при­вел пра­вед­но­го Симео­на в храм в Иеру­са­ли­ме, когда мла­де­нец Иисус был при­не­сен туда, что­бы совер­шить цере­мо­нию и наме­чен­ную жерт­ву. Свя­той Дух открыл стар­ше­му, что ребе­нок на руках мате­ри — Мес­сия, при­зван­ный спа­сти мир. Обняв Боже­ствен­но­го Мла­ден­ца, Симе­он про­из­нес сло­ва, кото­рые затем ста­ли нача­лом молит­вы: «А теперь отпу­сти себя». После бла­го­сло­ве­ния Марии и Иоси­фа он открыл Бого­ро­ди­це, какую судь­бу уго­то­вил Ее Сыну: быть Мес­си­ей, стать иску­пи­тель­ной жертвой.

При этом при­сут­ство­ва­ла про­ро­чи­ца Анна, днем ​​и ночью слу­жив­шая Богу в хра­ме. Услы­шав сло­ва Симео­на, он донес это посла­ние до людей и «про­ро­че­ство­вал о Нем всем, ожи­дав­шим избав­ле­ния в Иеру­са­ли­ме» (Евр. Луки 2:38).

Что означает икона «Сретение Господне»

Само ком­по­зи­ци­он­ное реше­ние ико­ны «Пре­зен­та­ция» отра­жа­ет глу­бо­кий смысл это­го вели­ко­го собы­тия. Сле­ва — Дева Мария и Иосиф, поза­ди нее, спра­ва — Симе­он Бого­при­и­мец и про­ро­чи­ца Анна. Таким обра­зом, пра­вая часть ико­ны сим­во­ли­зи­ру­ет Вет­хий Завет, а левая часть — Новый Завет. Цен­тром и свя­зу­ю­щим зве­ном меж­ду дву­мя груп­па­ми явля­ет­ся Мла­де­нец Иисус, кото­ро­го Симе­он обнял с вели­чай­шей неж­но­стью и заботой.

Икона «Явление Господне»: значение

Но не толь­ко забо­та о Боже­ствен­ном Мла­ден­це объ­яс­ня­ет изо­гну­тую позу Симео­на, но и вос­хи­ще­ние свя­то­стью девы, зача­той ​​непо­роч­ной, и мука­ми Сына, кото­рый будет жить в будущем.

Сама Бого­ро­ди­ца на иконе кажет­ся про­све­щен­ной и сми­рен­ной. Как пра­ви­ло, на иконе «Сре­те­ние Гос­подне» она изоб­ра­же­на с рука­ми, покры­ты­ми одеж­дой, пото­му что она уже отда­ла ребен­ка. Иосиф, сто­я­щий поза­ди нее, дер­жит в руке двух голу­бей. Имен­но такие жерт­вы в Иеру­са­лим­ском хра­ме раз­ре­ша­лось при­но­сить бед­ным в честь рож­де­ния ребен­ка. Поло­же­ние Иоси­фа дво­я­кое: с одной сто­ро­ны, он спра­вед­ли­вый чело­век, соблю­да­ю­щий все тра­ди­ции и обы­чаи, с дру­гой — он хра­ни­тель ново­го, что Иисус при­не­сет с собой в мир. Эта двой­ствен­ность так­же под­чер­ки­ва­ет­ся его поло­же­ни­ем на иконке.

Про­ро­чи­ца Анна сто­ит за Симео­ном, при­ни­ма­ю­щим Бога, и явля­ет­ся, так ска­зать, сви­де­тель­ни­цей, удо­сто­ве­ря­ю­щей испол­не­ние про­ро­че­ства, о кото­ром он объ­явит людям и миру.

Уже на заре хри­сти­ан­ства Собра­ние счи­та­лось празд­ни­ком, посвя­щен­ным не толь­ко мла­ден­цу Иису­су, но и Деве Марии. Оба всту­па­ют на путь кре­ста: Иисус, кото­рый дол­жен спа­сти мир ценой сво­ей зем­ной жиз­ни, и его Мать, кото­рая при­но­сит в жерт­ву сво­е­го Сына и сми­ря­ет­ся с этой жерт­вой. Но даже если он сми­рит­ся, ему оста­ет­ся толь­ко пере­жи­вать всей душой за сво­е­го Сына.

И эта двой­ствен­ность празд­ни­ка — соче­та­ние радо­сти рож­де­ния Спа­си­те­ля, кото­рую выра­жа­ет Симе­он Бого­при­и­мец, и боли в пред­ска­за­нии Стра­стей Хри­сто­вых — глу­бо­ко отра­же­на в иконе Вхож­де­ния в Бого­ро­ди­цу. Господин».

В Пра­во­сла­вии соблю­да­ет­ся ста­рин­ный обы­чай ран­не­го хри­сти­ан­ства: освя­щать при­не­сен­ные све­чи, кото­рые затем зажи­га­ют­ся до сле­ду­ю­ще­го собра­ния во вре­мя молит­вы и при пси­хи­че­ских и физи­че­ских расстройствах.

Счи­та­ет­ся, что освя­щен­ные све­чи обла­да­ют спо­соб­но­стью исце­лять тела и души

В ста­ри­ну такую ​​горя­щую све­чу обыч­но ста­ви­ли вме­сте с ико­ной на изго­ло­вье кро­ва­ти боль­но­го и чита­ли молит­вы, что спо­соб­ство­ва­ло его более быст­ро­му выздоровлению.

Молитва на Сретения к Господу Иисусу Христу

Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, Еди­но­род­ный Сыне и Сло­ве Божий,  древ­ле во про­ро­цех Виден­ный, яко­же зер­ца­лом в гада­ний, в после­док же дний сих пло­тию от Пре­свя­тыя Девы Марии нетлен­но рож­ден­ный  и в четы­ре­де­сят­ный день сей во Свя­ти­ли­ще во Сре­те­ние все­му миру от Тоя, яко Мла­де­нец руко­но­сим, явлен­ный и во объ­я­ти­ях пра­вед­на­го Симео­на во спа­се­ние всем сущим от Ада­ма носи­мый!  Коль пре­слав­но и пре­свет­ло Твое на руку Бого­ма­те­ри во храм Гос­по­день при­не­се­ние  и от свя­та­го стар­ца Боже­ствен­ное сре­те­ние Твое!  Днесь небе­са весе­лят­ся и раду­ет­ся зем­ля, яко виде­на быша шествия Твоя, Боже,  шествия Бога наше­го Царя, Иже во Свя­тем.  Древ­ле Мои­сей вос­хо­дит виде­ти сла­ву Твою, но не воз­мо­же уви­ди­ти Лица Тво­е­го,  зане явил еси ему точию зад­няя Своя.  В пре­свет­лый же день сей Сре­те­ния Тво­е­го Ты явил еси Себе чело­ве­ком во свя­ти­ли­ще,  сияя неиз­ре­чен­ным Све­том Боже­ства, да вку­пе с Симео­ном видят Тя лицем к лицу и рука­ми  да ося­жут Тя, и вос­при­ем­ши во объ­я­тия своя, да позна­ют Ти Бога во пло­ти при­шед­ша.  Сего ради про­слав­ля­ем неиз­ре­чен­ное снис­хож­де­ние и велие чело­ве­ко­лю­бие Твое,  яко при­ше­стви­ем Тво­им даро­вал еси ныне небес­ную радость пад­ше­му древ­ле роду чело­ве­чу:  Ты бо пра­вед­ным судом Сво­им изгнал еси пра­ро­ди­те­ли наши из рая сла­до­сти в мир сей, ныне же поми­ло­вал еси нас и паки отверзл нам рай­ския оби­те­ли и обра­тил еси плач наш на радость,  да пад­ший Адам к тому уже да не сты­дит­ся Тебе за пре­слу­ша­ние и да не будет скры­ва­ти­ся Лица Тво­е­го, Тобою при­зы­ва­е­мый, яко Ты при­шел еси ныне, да возь­ме­ши на Себе грех его,  да омы­еши его Сво­ею Кро­вию и да обле­че­ши его нага суща в ризу спа­се­ния и одеж­ду весе­лия  и укра­си­ши его, яко неве­сту кра­со­тою.  Нам же всем Боже­ствен­ное Твое Сре­те­ние вос­по­ми­на­ю­щим,  спо­до­би с муд­ры­ми дева­ми изы­ти на Сре­те­ние Твое, Небес­но­му Жени­ху наше­му,  с горя­щи­ми све­тиль­ни­ка­ми веры, люб­ви и чисто­ты,  да ули­це­зрим оча­ми веры Боже­ствен­ное Лице Твое,  да вос­при­и­мем Тя в душев­ныя объ­я­тия своя,  и да поне­сем Тя в серд­це сво­ем во вся дни Живо­та сво­е­го,  да буде­ши нам в Бога и мы в людие Твои.  В послед­ний же и Страш­ный день При­ше­ствия Тво­е­го,  егда вси свя­тии изы­дут на послед­нее и вели­кое Сре­те­ние Твое на воз­ду­се,  спо­до­би и нам усре­ти Тя, да тако все­гда с Гос­по­дом будем.  Сла­ва Мило­сер­дию Тво­е­му, Сла­ва Цар­ствию Тво­е­му, Сла­ва смот­ре­нию Тво­е­му,  Едине Чело­ве­ко­люб­че, яко Твое есть Цар­ство, и Сила, и Сла­ва  со Без­на­чаль­ным Тво­им Отцем и Пре­свя­тым и Бла­гим и Живо­тво­ря­щим Тво­им Духом  ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.