Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»: значение, в чем помогает

Пре­свя­тая Бого­ро­ди­ца поль­зу­ет­ся осо­бым почи­та­ни­ем в пра­во­слав­ном хри­сти­ан­стве. В этот пери­од суще­ству­ет мно­же­ство вари­ан­тов икон Рож­де­ства Бого­ро­ди­цы, на кото­рых изоб­ра­же­ны Бого­ро­ди­ца в дет­стве и бла­го­че­сти­вые Анна и Иоаким. Нема­лое зна­че­ние име­ет празд­но­ва­ние Рож­де­ства Бого­ро­ди­цы, вклю­чен­ное в две­на­дцать празд­ни­ков, пото­му что бла­го­да­ря это­му собы­тию Спа­си­тель так­же смог вопло­тить­ся на земле.

Дата празд­но­ва­ния: 21 сентября

Житие Пресвятой Богородицы

Дол­гие годы у пары Иоаки­ма и Анны не было детей. Они жили в отно­си­тель­но неболь­шом горо­де Наза­ре­те. Вооб­ще об этом горо­де осо­бо не ува­жа­ли, так как счи­та­лось, что от Наза­ре­та не может быть ниче­го хорошего.

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»: значение, в чем помогает

Иоаким и Анна были людь­ми пре­дан­ны­ми и доволь­но обес­пе­чен­ны­ми, но при этом соблю­да­ли бла­го­че­стие. Иоаким был из семьи царя Дави­да, а Анна при­над­ле­жа­ла к семье свя­щен­ни­ков. Их ува­жа­ли дру­гие люди, не хва­та­ло толь­ко одно­го: ребенка.

В те дале­кие вре­ме­на ребе­нок счи­тал­ся бла­го­сло­ве­ни­ем, а отсут­ствие тако­во­го, как след­ствие, было чем-то вро­де нака­за­ния. Поэто­му неко­то­рые люди счи­та­ли пару вино­ва­той перед Все­выш­ним. В резуль­та­те Иоаким отправ­ля­ет­ся в пусты­ню постить­ся 40 дней, Анна молит­ся в саду, и они оба полу­ча­ют зна­ме­ние от Гос­по­да и идут в Иеру­са­лим, там они и встре­ти­лись, как было ска­за­но в знамении.

Эти бла­го­че­сти­вые люди были избра­ны, что­бы помочь спа­сти чело­ве­че­ство. Анна зача­ла и роди­ла Деву Марию. Соглас­но поло­же­нию, кото­рое сей­час при­ня­то в Пра­во­сла­вии, Мария роди­лась в Наза­ре­те, а не в Вифлееме.

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»: значение, в чем помогает

Как выглядит икона «Рождество пресвятой Богородицы»

Как пра­ви­ло, на иконе Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы изоб­ра­же­на сама Бого­ро­ди­ца в виде совсем малень­ко­го ребен­ка и Анна, лежа­щая на кро­ва­ти. Так­же часто на одной иконе встре­ча­ет­ся вто­рой сюжет, где Иоаким и Анна сидят рядом и дер­жат на руках ребен­ка — толь­ко рож­ден­ную Богородицу.

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»: значение, в чем помогает

Инте­рес­ным момен­том прак­ти­че­ски на всех ико­нах «Рож­де­ство Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы» явля­ет­ся соот­но­ше­ние раз­ме­ров фигур. Анна и Иоаким почти все­гда напи­са­ны круп­но, есть так­же вари­ан­ты, в кото­рых Анна зани­ма­ет боль­шую часть полот­на ико­ны. Так или ина­че, этим фигу­рам отве­де­но боль­ше места, а раз­мер фигур под­чер­ки­ва­ет их смысл. Слу­га, купа­ю­щий ново­рож­ден­ную Марию и при­но­ся­щий Анне еду, сред­не­го размера.

С дру­гой сто­ро­ны, мы видим мини­а­тюр­ную фигур­ку Марии, и этот вари­ант изоб­ра­же­ния не про­сто пере­да­ет образ ребен­ка. Кро­ме того, на сим­во­ли­че­ском уровне ука­зы­ва­ет­ся одна из глав­ных доб­ро­де­те­лей Бого­ро­ди­цы: сми­ре­ние. Так­же есть ана­ло­гия с ико­на­ми Рож­де­ства Хри­сто­ва, где Спа­си­тель так­же напи­сан мел­ким шрифтом.

Значение иконы Рождества Богородицы

Очень любо­пы­тен тот факт, что отно­сит­ся к иконе «Рож­де­ство Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы». Очень часто перед ней воз­но­сят­ся молит­вы о воз­вра­ще­нии ото­шед­ших от веры или о про­све­ще­нии заблуд­ших душ.

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»: значение, в чем помогает

Каза­лось бы, какой в ​​этом может быть смысл? Одна­ко при­ме­ры Анны и Иоаки­ма ука­зы­ва­ют на силу силь­ной веры. У них не было детей, но они твер­до вери­ли и в кон­це кон­цов зача­ли не про­сто ребен­ка, а вели­кую дев­ствен­ни­цу, дав­шую надеж­ду все­му человечеству.

Веру­ю­щие все­гда дове­ря­ли Гос­по­ду и были воз­на­граж­де­ны за свои искрен­ние молитвы.

Вот поче­му этот образ может быть ярким при­ме­ром того, как людям сле­ду­ет при­дер­жи­вать­ся сво­ей веры

Кста­ти, о зача­тии Свя­той Марии сле­ду­ет отме­тить инте­рес­ный факт, кото­рый ука­зы­ва­ет на раз­ли­чие двух основ­ных хри­сти­ан­ских вет­вей. Такой же инфор­ма­ции о рож­де­нии Марии нет в Еван­ге­лии, но есть в апо­кри­фах Иако­ва. При этом ника­ких све­де­ний о Непо­роч­ном зача­тии Девы Марии нигде не указывается.

Одна­ко в сере­дине 19 века като­ли­че­ская цер­ковь при­зна­ла зача­тие самой Марии непо­роч­ным. Пра­во­слав­ная тра­ди­ция при­дер­жи­ва­ет­ся изна­чаль­ных кано­нов, то есть зача­тие Марии счи­та­ет­ся самым про­стым, хотя сама дева без­греш­на, при­ро­да ее твар­ная. Толь­ко сама Мария мог­ла без­упреч­но зачать ребен­ка бла­го­да­ря дей­ствию Свя­то­го Духа.

Подоб­ное несо­от­вет­ствие суще­ству­ет и в отно­ше­нии род­но­го горо­да, пото­му что в дру­гих тра­ди­ци­ях часто ука­зы­ва­ет­ся рож­де­ние в Иеру­са­ли­ме. Одна­ко в Пра­во­сла­вии ука­зы­ва­ет­ся рож­де­ние в Наза­ре­те, и в этом есть весо­мые аргументы.

Молитвы перед иконой

Тропарь, глас 4

Рож­де­ство́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость воз­ве­сти́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо воз­сия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, даро­ва́ нам живо́т ве́чный.

Пере­вод: Рож­де­ство Твое, Бого­ро­ди­ца Дева, радость воз­ве­сти­ло всей все­лен­ной, ибо из Тебя вос­си­я­ло Солн­це прав­ды, Хри­стос Бог наш; и, отме­нив про­кля­тие, Он дал бла­го­сло­ве­ние и, упразд­нив смерть, даро­вал нам жизнь вечную.

Кондак, глас 4

Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства,/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рож­де­стве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ вне­гда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и пита́тельницу Жи́зни на́шея.

Пере­вод: Иоаким и Анна от поно­ше­ния за без­дет­ность и Адам и Ева от тле­ния смерт­но­го осво­бо­ди­лись свя­тым Тво­им рож­де­ством, Пре­чи­стая. Его празд­ну­ют и люди Твои, от осуж­де­ния за гре­хи избав­лен­ные, вос­кли­цая Тебе: «Неплод­ная рож­да­ет Бого­ро­ди­цу и Пита­тель­ни­цу Жиз­ни нашей!»

Величание

Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чтим святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим Рож­де­ство́ Твое́.

Молитва в день Рождества Пресвятой Богородицы

О, Пресвята́я и Богоизбра́нная Де́во, Влады́чице на́ша Богоро́дице, Небе­си́ и зем­ли́ Цари́це, на ра́дость и утеше́ние все­му́ от безпло́дных и безча́дных роди́телей Бо́гом дарова́нная! Роди́вшися Бо́жиим промышле́нием, Ты разреши́ла еси́ непло́дствие ро́ждшия Тя, и ны́не непло́дное се́рдце мое́ плодоно́стно сотво­ри́ предста́тельством Твои́м у Престо́ла Вседержи́телева, непло́дствовати же соде́лай мя злы́ми де́лы, гнелы́ми сло­ве­сы́ и нечи́стыми помышле́ньми. О, Всеблаже́нная, да явлю́ся ча́до Бо́жие, доброде́телей благопло́дие при́сно принося́щее. Ты утоли́ла еси́ Пречи́стым Рождество́м Твои́м плач прама́тери на́шея Е́вы, и пра́ведныя роди́тели Твоя́ изба́вила еси́ поноше́ния безча́дства, и ны́не уто­ли́ плач и воздыха́ния многоболе́зненныя и грехолюбо́вныя души́ моея́ и изба́ви всех нас поноше́ния злосмра́дных дел на́ших, страсте́й безче́стия и от вся́кого порабоще́ния вра́жескаго. Наипа́че же да́руй нам, Пресвята́я Богоро́дице Де́во, во всесве́тлый день Рож­де­ства́ Тво­е­го́ чи́стым се́рдцем разуме́ти и па́мятовати, с коли́кою ра́достию и благодаре́нием непло́дная утро́ба святы́я пра́ведныя А́нны ноша́ше Тя, да и мы не то́чию сло­ве­сы́, но наипа́че де́лы свои́ми вы́ну бу́дем со умиле́нием серде́чнем прославля́ти Тя, вопию́ще: Сла́ва прише́ствию Тво­е­му́, Чи́стая. Сла́ва Рож­де­ству́ Тво­е­му́. Сла́ва де́вству Тво­е­му́, Ма́ти Безневе́стная. Ку́пно же с Тобо́ю сподо́би нас непреста́нно сла́вити и велича́ти Всесвяты́й Плод Твой, Сло́во воплоще́нно, во чре́ве Твое́м неопа́льно носи́мо, Ему́же сла́ва подоба́ет, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.