Икона «Неопалимая Купина»: значение, в чем помогает

Мно­гие веру­ю­щие зна­ют, что Бого­ро­ди­ца чиста и непо­роч­на, пото­му что зача­тие Иису­са было без­греш­ным. Поэто­му пра­во­слав­ные отно­сят­ся к этой свя­тыне с таким тре­пе­том и вни­ма­ни­ем. Чудо­твор­ная ико­на «Неопа­ли­мая Купи­на» — еще одна печать свя­то­го, име­ю­щая осо­бое предназначение.

Дата празд­но­ва­ния: 17 сентября

История иконы

Исто­рия ико­ны Божи­ей Мате­ри «Неопа­ли­мая купи­на» извест­на мно­же­ством чудес­ных и поис­ти­не уди­ви­тель­ных собы­тий. Сего­дня этот образ изве­стен нам вот таким, с мно­же­ством сим­во­лов, с раз­ны­ми фигу­ра­ми, но изна­чаль­но на свя­ти­ли­ще был изоб­ра­жен толь­ко горя­щий куст, в кото­ром была зато­че­на Бого­ро­ди­ца, и про­рок Мои­сей, пре­кло­нив­ший­ся перед рас­те­ни­ем. Более силь­ный и глу­бо­кий образ огнен­ной ико­ны воз­ник на рубе­же XVI века, насы­щая его все­воз­мож­ны­ми смыслами.

Икона «Неопалимая купина»: значение, от чего помогает

Одна из ста­рей­ших икон Бого­ма­те­ри «Неопа­ли­мая купи­на» нахо­дит­ся в Бла­го­ве­щен­ском собо­ре Моск­вы. Он при­был сюда бла­го­да­ря мона­хам Пале­сти­ны, кото­рые в 1390 году вер­ну­ли свя­ти­ли­ще на место, где, по леген­де, Мои­сей заме­тил чудес­ный куст. В 1812 году во вре­мя вой­ны с Напо­лео­ном дра­го­цен­ное оде­я­ние свя­ти­ли­ща было укра­де­но, но вско­ре сол­дат вер­нул его при­ход­ско­му свя­щен­ни­ку, так как с момен­та кра­жи его мучи­ла невы­но­си­мая меланхолия.

Еще одна ико­на «Неопа­ли­мая купи­на» нахо­дит­ся в Сла­вян­ской Тро­иц­кой церк­ви. Имен­но она тогда, в 1822 году, спас­ла весь город от некон­тро­ли­ру­е­мой сти­хии: огня. В то вре­мя коли­че­ство пожа­ров и под­жо­гов в горо­де зна­чи­тель­но уве­ли­чи­лось. Дома за дома­ми горе­ли, и одна­жды во сне жите­лю Сла­вян­ска при­сни­лось, что непо­го­да пре­кра­тит­ся сра­зу после того, как релик­вия будет рас­пи­са­на. Об этом жен­щи­на сооб­щи­ла про­то­и­е­рею, кото­рый немед­лен­но при­ка­зал создать чудо­твор­ную ико­ну. Был создан «Неопа­ли­мая Купи­на», и после после­до­вав­ше­го под­жо­га был най­ден винов­ник всех про­блем, кото­рые без­осно­ва­тель­но раз­ру­ши­ли почти весь город. Так образ Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы спас мест­ных жите­лей от бушу­ю­ще­го пожа­ра, в бла­го­дар­ность за кото­рый они постро­и­ли для нее кивот, под­пи­сав «В память 1822 года о спа­се­нии горо­да от пожара».

Значение иконы

Для веру­ю­щих очень важ­на ико­на Божи­ей Мате­ри «Неопа­ли­мая Купи­на», зна­че­ние кото­рой содер­жит­ся в ико­но­гра­фии лика Бла­го­сло­вен­но­го. Образ Свя­той есть в раз­лич­ных вари­а­ци­ях ее обра­за, но самым люби­мым оста­ет­ся тот, в кото­ром мно­го сим­во­лов, кото­рые вме­сте созда­ют образ Бого­ро­ди­цы-покро­ви­тель­ни­цы, защи­ща­ю­щей все человечество.

Цен­траль­ным обра­зом свя­ти­ли­ща явля­ет­ся сама Дева Мария, дер­жа­щая Сына Божье­го в левой руке и дер­жа­щая лест­ни­цу пра­вой, что сим­во­ли­зи­ру­ет соше­ствие Иису­са Хри­ста в зем­лю гре­ха. Воз­ле лест­ни­цы изоб­ра­же­на гора, кото­рая, наобо­рот, озна­ча­ет под­ни­мать­ся. Ром­бы за основ­ным изоб­ра­же­ни­ем вогну­ты внутрь, а их края обра­зу­ют вось­ми­ко­неч­ную звез­ду. Одна из них, зеле­ная (тем­но-синяя), наи­бо­лее близ­кая к Бого­ро­ди­це, сим­во­ли­зи­ру­ет пере­жи­тый огонь, а вто­рая, поза­ди, более круп­ная, крас­ным цве­том ука­зы­ва­ет само пла­мя. Так­же, если при­смот­реть­ся к иконе, мож­но най­ти и рас­те­ние, назван­ное в честь ико­ны Божи­ей Мате­ри «Неопа­ли­мая Купина».

Так­же на горя­щей иконе изоб­ра­же­ны три духа: Гос­подь с вен­цом и с Иису­сом Хри­стом, дух с воро­та­ми и дух с мечом, что сим­во­ли­че­ски изоб­ра­жа­ет защи­ту и аму­лет. Вокруг Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы нахо­дит­ся мно­же­ство анге­лов, каж­дый из кото­рых име­ет уни­каль­ное зна­че­ние, напри­мер: ангел муд­ро­сти, уче­ния, под­но­ше­ния, дара.

В чем помогает икона «Неопалимая Купина»

Как уже было ска­за­но, ико­на «Неопа­ли­мая купи­на» не раз при­хо­ди­ла на помощь во вре­мя пожа­ров, но это не един­ствен­ное, чем помо­га­ет лицо свя­то­го. Небес­ная Цари­ца нико­гда не оста­вит без под­держ­ки нуждающихся.

Ико­на спа­са­ет очаг от бед и пла­ме­нем спа­са­ет людей от гре­ха. Она покро­ви­тель­ству­ет тем, чья про­фес­сия — спа­сать, защи­щать жиз­ни людей: пожар­ным, вра­чам и военным.

Кро­ме того, чудо­твор­ный образ помо­га­ет изле­чить­ся от душев­ных болез­ней и травм, нане­сен­ных телу в виде ожо­гов и дру­гих травм.

Где вешать икону дома

Так как «Неопа­ли­мая купи­на» спа­са­ет людей от неве­зе­ния, ико­на долж­на быть в доме. Нет кон­крет­ных пра­вил, где пове­сить свя­ты­ню, но тра­ди­ци­он­но ее при­ня­то раз­ме­щать над вход­ной две­рью дома или квартиры.

Икона «Неопалимая купина»: значение, от чего помогает

имен­но у вхо­да ико­на «Неопа­ли­мая купи­на» защи­ща­ет все поме­ще­ние, а зна­чит, и всю семью, кото­рая в нем живет, ведь Бого­ма­терь — хра­ни­тель­ни­ца семей­но­го благополучия.

Молитвы перед иконой Божией Матери «Неопалимая икона»

В это вре­мя в церк­вях перед ико­ной «Неопа­ли­мая Купи­на» чита­ем ака­фист и молит­ву. Одна­ко молит­ва перед свя­ты­ней не тер­пит огра­ни­че­ний и счи­та­ет­ся, что обра­щать­ся к Пре­свя­той Бого­ро­ди­це нуж­но в труд­ную мину­ту, а не в назна­чен­ный день в кален­да­ре. К Бого­ро­ди­це сле­ду­ет обра­щать­ся толь­ко с доб­ры­ми наме­ре­ни­я­ми: беречь, беречь, беречь. Это может быть вер­но как для бла­го­по­лу­чия семьи, так и для жиз­ни близ­ких. Поэто­му, молясь перед ико­ной «Неопа­ли­мая купи­на», необ­хо­ди­мо искренне про­сить защи­ты у тех, чья про­фес­сия нахо­дит­ся в опасности.

Тропарь, глас 4

И́же во огни́ купи­ны́ неопали́мыя, дре́вле Моисе́ем ви́денныя,/ та́йну воплоще́ния Сво­е­го́ от неискусобра́чныя Де́вы Мари́и Прообразова́вый,/ Той и ны́не, я́ко чуде́с Творе́ц и всея́ тва́ри Созда́тель,/ ико́ну Ея́ святу́ю чуде­сы́ мно́гими просла́ви,/ дарова́в ю́ ве́рным во исцеле́ние неду́гом/ и в защище́ние от о́гненнаго запале́ния./ Сего́ ра́ди вопие́м Преблагослове́нней:/ наде́ждо христиа́н, от лю́тых бед, огня́ и гро́ма изба́ви на Тя упова́ющия// и спа­си́ ду́ши на́ша, я́ко милосе́рда.

Пере­вод: Тот, кто во огне купи­ны неопа­ли­мой, в древ­но­сти Мои­се­ем уви­ден­ной, тай­ну вопло­ще­ния Сво­е­го от Девы Марии, бра­ка не познав­шей, пред­зна­ме­но­вал, и сей­час, как Тво­рец чудес и все­го твар­но­го Созда­тель, ико­ну Ее свя­тую чуде­са­ми мно­ги­ми про­сла­вил, даро­вав ее веру­ю­щим для исце­ле­ния болез­ней и для защи­ты от пожа­ров. Пото­му взы­ва­ем к Пре­бла­го­сло­вен­ной: «Надеж­да хри­сти­ан, от жесто­ких бед­ствий, огня и гро­ма избавь на Тебя наде­ю­щих­ся и спа­си души наши, как милосердная».

Ин тропарь, глас 4

И́же в Купине́, огне́м горя́щей и несгора́емой,/ показа́вый Моисе́ови Пречи́стую Твою́ Ма́терь, Хри­сте́ Бо́же,/ Огнь Боже­ства́ неопа́льне во чре́ве прии́мшую,/ и нетле́нну по Рож­де­стве́ пребы́вшую:/ Тоя́ моли́твами пла́мене страсте́й изба́ви нас,/ и от о́гненных запале́ний град Твой сохрани́,// я́ко Многоми́лостив.

Пере­вод: В купине, огнем горя­щей и несго­ра­е­мой, пока­зав­ший Мои­сею Пре­чи­стую Твою Матерь, Хри­сте Боже, Огонь Боже­ства, не опа­лив­шись, при­няв­шую во чре­ве и непо­роч­ной после Рож­де­ства пре­быв­шую, по Ее молит­вам избавь нас от пла­ме­ни стра­стей и от пожа­ров город Твой сохра­ни, как Многомилостивый.

Кондак, глас 8

Предочи́стим чу́вствия душ и теле́с на́ших,/ да ви́дим та́инство Боже́ственное,/ о́бразно явле́нное дре́вле вели́кому во проро́цех Моисе́ю купино́ю,/ горе́вшею огне́м и не сгара́вшею,/ в не́йже Тво­е­го́ безсе́меннаго Рож­де­ства́, Богоро́дице, предвозвеще́ние испове́дуем,/ и, благогове́йно покланя́ющеся Тебе́/ и Ро́ждшемуся от Тебе́ Спа́су на́шему, со стра́хом вопие́м:// ра́дуйся, Влады́чице, Покро́ве, и Прибе́жище, и Спасе́ние душ на́ших.

Пере­вод: Пре­до­чи­стим вос­при­я­тие душ и тел наших, что­бы уви­деть таин­ство Боже­ствен­ное, явлен­ное в древ­но­сти про­ро­ку Мои­сею как пыла­ю­щий и не сго­ра­ю­щий в огне куст, в нем же Тво­е­го бес­се­мен­но­го Рож­де­ства, Бого­ро­ди­ца, пред­ска­за­ние испо­ве­ду­ем, и, бла­го­го­вей­но покло­ня­ясь Тебе и родив­ше­му­ся от Тебя Спа­си­те­лю наше­му, со стра­хом взы­ва­ем: «Радуй­ся, Вла­ды­чи­ца, Защи­та и При­бе­жи­ще и Спа­се­ние душ наших».

Молитва

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Хри­ста́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю и пречестно́ю ико́ною Твое́ю, е́юже ди́вны и пресла́вны чуде­са́ содева́еши, от о́гненнаго запале́ния и молниено́снаго гро́ма жили́ща на́ша спаса́вши, неду́жныя исцеля́еши и вся́кое благо́е проше́ние на́ше во бла́го исполня́еши. Смире́нно мо́лим Тя, всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице, сподо́би ны немощны́я и гре́шныя Тво­е­го́ Ма́терняго уча́стия и благопопече́ния. Спа­си́ и сохра­ни́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Тво­ея́ Це́рковь Святу́ю, оби́тель сию́, всю стра­ну́ на́шу правосла́вную, и вся ны припа́дающия к Тебе́ с ве́рою и любо́вию, и умиле́нно прося́щия со слеза́ми Тво­е­го́ заступле́ния. Ей, Гос­по­же́ Всеми́лостивая, умилосе́рдися на нас, обурева́емых греха́ми мно́гими и не иму́щих дерзнове́ния ко Хри­сту́ Го́споду, проси́ти Его о поми́ловании и проще́нии, но Тебе́ предлага́ем к Нему́ на умоле́ние Ма́терь Его́ по пло́ти: Ты же, Всеблага́я, про­стри́ к Нему́ Богоприи́мнии ру́це Твои́ и предста́тельствуй за нас пред Бла́гостию Его́, прося́ще нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны, и до́браго отве́та на стра́шнем Суде́ Его́. В час же гро́знаго посеще́ния Бо́жия, егда́ огне́м возгоря́тся до́мы на́ша, или молниено́сным гро́мом устраша́еми бу́дем, яви́ нам ми́лостивное Твое́ заступле́ние и держа́вное вспоможе́ние: да спаса́еми всеси́льными Твои́ми ко Го́споду моли́твами вре́меннаго наказа́ния Бо́жия зде избе́гнем и ве́чное блаже́нство ра́йское та́мо унасле́дуем: и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пное и́мя поклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.